Слайд 2
«Это не человек, а коллос какой-то по силе
ума, по богатству душевных ресурсов».
М.Горький
Слайд 3
Формирование сознания осуществлялось в тесном контакте с природой
и простым народом. Впечатления от деревенской жизнь позже выразились
в любви к «мужику». Затем он говорит что народная, «мужицкая» правда – спасение для России.
Слайд 4
Толстой существенно отличался от разночинной интеллигенции 60-х годов.
Для него моральные проблемы были намного важнее политических, он
был совершенно далек от революционно-демократических позиций его современников. Он критикует буржуазию, их бессердечие и черствость:
«Вот событие, которое историки нашего времени должны записать огненными неизгладимыми буквами!».
Слайд 5
Однако Лев Толстой был достаточно противоречивой личностью. Так
критикуя порочность и безнравственность буржуазии в повести «Люцерн», он
в конце повести призывает людей к всепрощению, к смирению перед вечными законами человеческого общества. Автор говорит о наличии «бесконечной гармонии» в жизни, неподвластной человеку. Эти противоречия, как убедительно показал Ленин, создавались особым положением Толстого среди борющихся классов и идеологий, а не его индивидуальными свойствами. «Противоречия во взглядах Толстого, с этой точки зрения, — действительное зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей революции», — утверждал Ленин в 1908 году, направляя этот тезис против распространенных тогда теорий о «двойственности» Толстого.
Слайд 6
Работая педагогом в 60х годах он все более
и более сближается с крестьянами. В 1861 г.он активно
принимает участие в защите интересов крестьян и даже подписывает записку об освобождении крестьян с земельным наделом. Этим он вызывает недовольство помещиков, а также недоверие правительства. Затем он неоднократно упоминал в письмах свое недовольство порядками царской России.
Слайд 7
После реформы 1861 года наступил переломный момент в
жизни Льва Толстого. Он предвидел, что в стране назревает
социальная катастрофа. Он все более сближается с рабочим народом:
«Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, наука, искусство, - все это предстало мне в новом значении. Я понял, что все это – одно баловство, что искать смысла в этом нельзя».
Так происходит разрыв с дворянством.
Слайд 8
Он переходит к позициям патриархального крестьянства и обрушивает
критику на государственный строй. Отрицание государства, церкви, собственности. Видит
назначение человека в самосовершенствовании.
Однако его взгляды были утопичны. Считал что путь к исправлению в моральном перерождении людей.
Пропагандируя эти идеи в книгах и статьях: «Критика догматического богословия», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?» и т.д. так формируется течение толстовство.