Слайд 2
В основе синектики
лежит мозговая атака, однако проводится она постоянными группами, которые,
овладевая специальными приемами и накапливая опыт, работают более эффективно, чем случайно собранные люди.
Слайд 3
Творческие синектические группы (5—7
чел.) создаются из представителей разных профессий или научных дисциплин,
людей разного возраста, образования, различной квалификации и т.п.
Слайд 4
Существует три общих типа действий :
1. Игра со
словами, со значениями и дефинициями.
Она включает в себя преобразование специфической проблемы в ее определение с помощью обобщающего слова или высказывания.
отрицанием какого-либо основного закона, научного понятия.
В
рамках этих действий группа задает себе ситуацию, в которой нарушен один из законов природы и пытается ответить на вопрос: «Каким образом мы можем добиться этого в действительности?»
Слайд 6
3. Игра с метафорой.
Используются метафоры, основанные на
явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: «Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?».
Слайд 7
Блок-схема синектического процесса
Слайд 8
Операторы синектики
– конкретные
психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий
процесс.
Слайд 9
Глобально синектика включает в себя два базовых процесса:
а) Превращение незнакомого в знакомое.
б) Превращение знакомого в
незнакомое.
Слайд 10
В процессе превращения незнакомого в знакомое необходимо неизвестное
подвести под определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в
рамках привычной модели.
Слайд 11
Превратить знакомое в незнакомое
– означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию
на вещи, события.
Слайд 12
Синектика выделяет три
основных механизма превращения известного в неизвестное:
Личная аналогия.
Прямая
аналогия.
Символическая аналогия.
Слайд 13
Личная аналогия
Личная идентификация с элементами проблемы освобождает
человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа.
Сделать
проблему неизвестной – означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого.
Слайд 14
Прямая аналогия
Этот оператор обеспечивает процесс сравнения аналогов,
параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий.
Слайд 15
Символическая аналогия
Здесь для описания проблемы используются объективные
и неличные образы.
Цель символической аналогии – обнаружить в
привычном парадокс, неясность, противоречие.
Символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета.
Выставка – организованная случайность;
Слайд 16
МЕТОД "МАТРИЦ ОТКРЫТИЯ"
Метод разработан в 1955 г.
во Франции.
Автор А. Моль
Слайд 17
МЕТОД "МАТРИЦ ОТКРЫТИЯ"
Суть метода - в построении
квадратной матрицы, в которой пересекаются два ряда характеристик по
вертикали и горизонтали.
Ряды могут быть упорядоченными по какому-либо признаку или неупорядоченными
Слайд 18
МЕТОД "МАТРИЦ ОТКРЫТИЯ"
Характеристики могут быть выражены количественно
или качественно.
При этом часть выбранных характеристик может относиться
не к системе, а к условиям ее эксплуатации.
Слайд 20
Основные этапы метода "матриц открытия" по обработке информации
следующие:
составление перечня элементов, свойств, объектов, фактов, идей и т.п.;
выработка
поля анализа - определение проблемы в наиболее общей и абстрактной форме, уточнение ее, построение структуры поля;
Слайд 21
Основные этапы метода "матриц открытия" по обработке информации
следующие:
определение пересечения рядов и столбцов, обнаружение возможных комбинаций;
изучение выбранных
комбинаций и выбор рациональных решений.