Слайд 2
«Врата в Азию»
В течение многих веков Уральский регион
был воротами на пути великих переселений. Волны народов одна
за другой накатывались на оренбургские степи, вытесняя друг друга, оставляя следы своего пребывания в археологических памятниках и географических названиях. В I в. до н. э. Оренбуржье было местом тысячелетнего пребывания племен сарматов, занимавшихся кочевым скотоводством. С IV по XIII столетие наш регион, сменяя друг друга, населяли гунны, авары, гузы, печенеги, булгары, половцы, монголы.
Слайд 3
В 15 – нач. 17 вв. господствующее положение в регионе
занимала Ногайская Орда. Главным занятием ногайцев было кочевое скотоводство, но
часть из них вела оседлый образ жизни и занималась ремеслами, торговлей и земледелием. Район теперешних городов Уфы и Оренбурга были центрами их кочевий.
Слайд 4
После завоевания Казанского ханства Иваном IV были устранены
преграды продвижению на восток. В состав России добровольно вошла
Башкирия. По инициативе царских властей в 1574 г. была основана Уфа, а затем Закамская укрепленная линия с целой цепью городов и крепостей
Слайд 5
Смоленский собор возведен в центре Уфимского кремля в
1584–1616 гг.
Слайд 6
В кон. 16 – 17 вв. в юж. части региона
«киргиз-кайсацкой» - казахской степи появились кочевья казахов. Кочевники занимались
кочевым скотоводством. Жилищем этим народам служила передвижная разборная юрта, покрывавшаяся войлоком. Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей. Распространенным видом домашнего скота были верблюды.
Слайд 7
В XVII в. здесь появились калмыки, признавшие подданство
России. Скотоводство составляло главное занятие башкир, казахов, калмыков. Они
разводили лошадей, овец, вели кочевое хозяйство. Башкиры занимались также бортничеством и охотой. Постепенно башкиры и калмыки начали заниматься земледелием, перенимали у русских крестьян приемы обработки почвы, сельскохозяйственный инвентарь.
Слайд 8
Со второй половины 10-х - первой половины 20-х
годов XVII века началось заселение края татарами и чувашами.
Народы Поволжья платили в казну особый налог (ясак) пушниной: лисьими и бобровыми шкурами.
Слайд 9
Появление русских в заволжских степях стало возможным лишь
со второй половины XVI в., когда признала подданство Ногайская
орда. Первые казачьи городки и их первопоселенцы на берегах Яика появились в 1586 г., когда в связи с закладкой города Самары. Ватаги вольных волжских казаков, укрывавшихся в Жигулевских горах, вынуждены были искать себе новое пристанище в необжитых местах, подальше от царских воевод. Их выбор пал на Яик, богатую прекрасной рыбой, дичью, пастбищами и сенокосными угодьями.
Слайд 10
Кош-Яик
О том, что казаки закрепились здесь и построили
казачий городок, свидетельствует составленная в конце XVI в. первая
русская карта страны «Большой чертеж», дошедшая до нас лишь в описании. В ней отмечено, что на Яике, в устье Илека находится остров Кош-Яик, а на нем Казачий городок. Кош-Яик в переводе с тюркского — двойной Яик, разделённый на два рукава, между которыми и лежал указанный остров.
Слайд 11
История казачества полна загадок. И первая из них
происхождение самого слова «казак». У разных народов - разные
понятия, хотя можно уловить известную связь. Например, у половцев слово «казак» значило «сторож». У татар оно обозначает «вольный человек», «удалец».В русских летописях в XIV-XVI веках «казаками» называют служилых людей, использовавшихся для предупреждения набегов кочевников. Они высылались в сторожевые разъезды и караулы, ими заселялись пограничные укрепленные городки. Главным критерием при записи в казаки был один- смелость, умение владеть оружием, готовность не щадя жизни нести сторожевую службу.
Слайд 12
Татары
Колонизация, проводившаяся по инициативе и на средства
государства, дополнилась колонизацией вольнонародной, когда на восток, в Заволжье
в поисках свободы от угнетения устремлялись всевозможные беглые люди, пополнявшие ряды формирующегося на Яике вольного казачества и населения новопостроенных крепостей.
Длительный исторический путь, пройденный нашим краем за последние четыре тысячи лет, свидетельствует о том, что обширные степные пространства Приуралья с глубокой древности были освоены и обжиты человеком, что здесь формировались и веками существовали, сменяя друг друга, самобытные и разнообразные культуры народов.
(татары,мордва)
Слайд 13
В XVII в. южноуральские степи называли «диким полем», «дикой степью»,
то есть вольными, нетронутыми, которых не касалась соха земледельца.
Через них проходили торговые дороги из Уфы, Самары, Саратова, Казани в Яицкий городок, а дальше в глубь казахских степей в Среднюю Азию. Возник и водный путь с Волги на Яик. Он шел по р. Сакмаре до нынешнего Переволоцка, а затем отсюда волоком перетаскивали суда на р. Яик (невдалеке от нынешнего с. Татищево). Не случайно все это отразилось в названии нынешнего с. Переволоцкого, указывающего, что именно здесь начинался «волок», «переволока». В Москве было в ту пору уже известно о горе Тустеби (на месте нынешнего Соль-Илецка), где добывали соль (туе — означает соль, теби — гора)
Слайд 14
«Население Приуралья не лишено светлого ясного ума, обладает
меткостью слов и тихим, шутливым юмором. Не лишенное известной
хитрости, оно сметливо, переимчиво и в излюбленном деле не лишено виртуозности, ко всякому труду умеет приспособиться, благодаря чему и идет охотно в отхожие промыслы. Сохраняя вполне основы своей народной особенности, великорусское население Приуралья принимало в себя многое из образа жизни инородцев, а недостаточная культурность укрепляла сохранение в среде русского населения многих суеверий и обрядов, свойственных языческим племенам. Вера в существование домовых, водяных, леших и кладовых носит настолько определенный характер, что этим демоническим силам присвоены особые служебные должности, свойство и причуды».