Слайд 2
Русский кинематограф дореволюционного периода
Первые демонстрации кинематографа в России
состоялись в 1896 г.: вначале в Москве и Петербурге.
Кинематограф
получал распространение чрезвычайно быстро.
До 1907 г. зрителей поражала "живая фотография". Фильмы в Россию завозились главным образом из Франции , а также Англии, Италии, Германии.
Слайд 3
Начало 1910-х гг. характеризовалось
бурным ростом производства
отечественных
фильмов
Первые деятели киноискусства обращались к народным песням, к произведениям
русских классиков Особое внимание уделялось историческим личностям. в 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»)
Слайд 4
Масштабностью отличалась киноэпопея "Оборона Севастополя" (1911 г., реж.
Гончаров, Ханжонков) - первый русский полнометражный фильм, построенный на
документальном материале.
В фильме эпизоды из истории Крымской войны 1853-1857 гг. были восстановлены близко к действительности и чередовались с документальными съемками с подлинных мест событий.
Слайд 5
В 1912 режиссер В. Старевич создал первые в
мире объёмные мультипликации ("Прекрасная Люканида", 1912 г., "Авиационная неделя
насекомых", 1912 г., "Стрекоза и муравей", 1913 г., по басне И. Крылова)..
Слайд 6
1918г. «Отец Сергий»
Режиссер Я. Протазанов утвердилл в русском
кино "психологическое" направление (психологическая разработка характеров), опирался прежде всего
на отечественную литературу, выдвинул ряд талантливых актёров
Слайд 7
Зачинателем "изобразительно-постановочного" направления в русском кино был режиссер
Бауэр,
придававший большое значение живописному оформлению фильмов, композиции кадра, кинематографической
выразительности мизансцен и актёрской игры. В его фильмах успешно снимались "звёзды" русского кино, в т. ч. В. Холодная, В. Полонский и др.
Слайд 8
В дореволюционный период в России было выпущено более
двух тысяч игровых картин, трех тысяч научно-популярных и видовых
лент, сняты десятки тысяч метров хроники, создана мощная сеть кинофикации и проката. В это же время выдвинулись талантливые профессионалы, организаторы и руководители кинопроизводства. Русское кино обрело собственное творческое лицо.
Слайд 9
Русский кинематограф
20-х годов
В 1919 г. постановлением СНК
РСФСР был создан Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) - новый этап
в развитии русской советской кинематографии. В 1918 г. начался выпуск игровых агитфильмов. Особое место занимала первая экранизация романа М. Горького "Мать", осуществлённая в 1920 г. режиссером Разумным.
Преодолевая трудности - отсутствие плёнки, аппаратуры, творческих кадров, развивалась отечественная кинохроника. Съёмки производились на фронте и в тылу, они носили боевой и оперативный характер.
В 20-е гг. исторический интерес представляют хроникальные киноматериалы, запечатлевшие В. И. Ленина.
В 1922 г. постановлением СНК РСФСР было создано "Госкино" (с 1926 г. - "Совкино"). Однако многие фильмы ещё ввозились из-за границы.
В 1927 г. вышли первые советские объёмные мультипликации. Среди наиболее значительных мультфильмов 20-х гг.: "Мойдодыр" (1927 г., реж. М. Бендерская), "Тараканище" (1927 г., реж. А. В. Иванов).
Начало 20-х годов - дебютируют режиссер С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Г. Козинцев, Л. Трауберг, Ф. Эрмлер и др. Совершенствуется мастерство актёров в кино (Н. Симонов, И. Чувелев, Н. Баталов, В. Марецкая, и др.).
Значительный вклад в развитие советского кино внёс Л. Кулешов. Кулешов выдвинул теорию "натурщика" - хорошо тренированного актёра, изучал опыт зарубежной кинематографии, внедрял новые методы постановки фильмов.
Слайд 10
В 1919 г. 27 августа В.И. Ленин подписал
декрет «О переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение
Народного комиссариата просвещения». Кино было провозглашено средством пропаганды, воспитания и просвещения.
В 1918 г. начался выпуск игровых агитфильмов ( короткометражные фильмы наподобие плакатов и листовок). Среди лучших: "Уплотнение" (реж. Пантелеев),"За красное знамя" (реж. Касьянов) и др.
Слайд 11
В 1925 г. Эйзенштейн осуществляет постановку выдающегося фильма
"Броненосец Потёмкин», который получает широкое признание в Советском Союзе
и за рубежом.
Это первый российский цветной фильм Режиссер лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет. Но это, к сожалению, был единственный цветной кадр в фильме. Творчество Эйзенштейна и его труды по теории кино оказали огромное влияние на практику советского и мирового киноискусства.
Слайд 12
. Пудовкин начал экранизацию романа М. Горького "Мать"
(1926 г.), поставив перед собой задачу, не ограничиваясь созданием
образа массы, воплотить образы типичных её представителей. Кино для Пудовкина – это прежде всего искусство выразительной пластики. Фильм "Мать" режиссера Пудовкина умножил славу русской советской кинематографии (фильмы "Мать" и "Броненосец Потёмкин" на Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. были включены в число 12 лучших фильмов всех времён).
Слайд 13
Значение 20-х гг. для отечественного киноискусства было огромно.
Прежде всего увеличивался выпуск отечественных картин. Теперь уже советские
фильмы активно вытесняли импортную продукцию. Такие мастера киноискусства, как С.Эйзенштейн, Д. Вертов, В. Пудовкин, Л. Кулешов, А. Довженко, приобрели международную известность, а Советский Союз вошел в число пяти великих кинодержав вместе с Америкой, Францией, Германией и Италией – лидерами кинопроизводства в 20-е гг.