Слайд 2
Оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art
— оптическое искусство) — художественное течение второй половины XX
века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
Слайд 3
Оптическая иллюзия — впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее
действительности, т.е. оптический обман зрения.
В переводе с латыни слово «иллюзия»
означает «ошибка, заблуждение».
Оптическое искусство стало отдельным течением достаточно поздно - в 50-х годах 20 века.
Слайд 4
Первые опыты в области Оп-арта относятся к концу
XIX века.
Уже в 1889 году в ежегоднике «Das
neue Universum» появилась статья об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона (Thompson), который, используя чёрно-белые концентрические окружности, создавал впечатление движения на плоскости: колёса на рисунках Томпсона «вращаются» и круги «переливаются».
Но это было более научное исследование особенностей зрения, нежели искусство.
Слайд 6
Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия,
поэтому им уделяли пристальное внимание психологи.
Сконструированные ими визуальные
тесты имели экспериментальный характер.
При восприятии реальных объектов иллюзии возникают редко.
Поэтому, чтобы выявить скрытые механизмы человеческой перцепции, необходимо было поставить глаз в необычные условия, заставить его решать нетиповые задачи.
Слайд 7
Особенности "странного" и неправильного восприятия человеческим глазом различных
сочетаний изображений на холсте стали использовать художники в своих
произведениях.
Например, на картине "Поток" (Бриджит Рили, 1964 г.) вся поверхность покрыта тонкими волнообразными линиями, которые к середине изображения становятся более крутыми, что создаёт иллюзию зыбкого течения, которое отделяется от плоскости.
Слайд 9
В работе "Катаракта-III" художнице удаётся создать эффект движущихся
волн.
Слайд 10
В «Фрагменте № 6/9» (1965) той же художницы
разбросанные по плоскости черные диски порождают скачку последовательных образов,
мгновенно исчезающих и возникающих вновь.
Слайд 11
Задача оп-арта — обмануть глаз, спровоцировать его на
ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий».
Оп-арт намеренно противодействует нормам
человеческой перцепции.
Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт).
В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры.
Слайд 12
Так, в картине Виктора Вазарели «Тау-дзета» (1964) квадраты
и ромбы непрерывно перестраиваются по схеме греческих букв, но
так и не объединяются в определенную конфигурацию.
Слайд 13
В другой работе Вазарели — «Сверхновые» (1959—1961) две
одинаковые контрастные формы создают ощущение перемещающейся вспышки, покрывающая поверхность
сетка через некоторое время отделяется и зависает, а вписанные в квадраты круги исчезают и снова появляются в различных точках.
Слайд 14
Плоскость непрерывно пульсирует, то разрешаясь в мгновенную иллюзию,
то снова смыкаясь в непрерывную структуру.
Название картины отсылает
к представлению о взрывах космической энергии и зарождению сверхновых звезд.
Непрерывно колеблющиеся поверхности «сверхсенсорных» картин заводят восприятие в тупик, вызывают зрительный шок.
Слайд 16
В произведениях искусства встречаются 5 видов иллюзий.
Изображения,
на которых иллюзорная, правильная перспектива, в реальности оказывается невозможной
(к этому виду иллюзий относятся также невозможные фигуры, например, треугольник Пенроуза).
Слайд 18
«Бесконечная лестница», «Вечная лестница» или «Лестницей Пенроуза» —
по имени ее создателя. Ее также называют «непрерывно восходящей
и нисходящей тропой». Одна из самых известных классических невозможностей.
Слайд 19
Невозможный слон
Рисунок Роджера Шепарда.
Слайд 20
Плавающая звезда
Художник Kaia Nao. Участник конкурса «Иллюзия года
2012». Абсолютно статичное изображение звезды, кажется вращающимся.
Слайд 21
Вторым видом иллюзорных изображений являются двойственные картины, то
есть изображения, которые содержат внутри себя невидимые на первый
взгляд элементы.
Большой интерес представляют так называемые картины-перевёртыши, представляющие собой изображения, которые при рассматривании с разного ракурса, меняют свой смысл (содержание).
Слайд 22
Так называемые двуликие картины появились в Европе в
15 столетии, и носили изначально сатирический, карикатурный характер, на
полотнах все изображения были замаскированы, с целью избежать наказания.
Своеобразные иллюзорные изображения представляли собой исчезающие образы и призрачные изображения, рассмотреть которые удавалось только с нужного ракурса.
Слайд 24
Особый приём оптических картин с двойным (тройным и
более) изображением, а вернее со скрытыми рисунками, заключается в
использовании художниками контуров изображённых предметов.
Средневековая Франция условно считается родоначальницей спрятанных силуэтов.
Слайд 25
Сюрреализм (фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в
литературе и искусстве, сложившееся в 1920-х годах.
Возникнув во
Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением.
Слайд 26
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и
реальности.
Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию
они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.
Слайд 27
Октавио Окампо (1943 по наст время)
Родился в семье
дизайнеров в Мексике и с детства приобщался к искусству.
Использует необычную технику накладывания и соединения реалистических и метафорических деталей в изображениях.
Мастер жанра современной иллюзорной живописи. Его картины наполнены символами и скрытыми изображениями.
Слайд 28
"Семья генерала" - картина мексиканского художника-сюрреалиста Октавио Окампо.
На картине можно насчитать 9 лиц + младенец.
Слайд 30
"Дон Кихот и Санчо Панса".
В реальности картина
изображает именно этих знаменитых персонажей, едущих рядом, но чтобы
это рассмотреть, необходимо подойти практически вплотную к полотну, а если на эту картину смотреть издалека, то двое неразлучных друзей сливаются в портрет Дон Кихота.
Слайд 36
Сальвадор Дали, Ив Танги и Рене Магритт, писали
в гиперреалистическом стиле.
Их картины отличаются тщательной манерой письма,
иллюзией трехмерности, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи.
Цвет в этих работах часто был либо насыщенным (например, у Дали), либо более приглушенными по цвету (у Танги), но в любом случае передавали состояние сна.
Оформившись в центре авангардного искусства ХХ столетия, Париже, в 1910-1920-е годы, сюрреализм был быстро освоен и утвердился в других странах по всему континенту, а в последствии в Северной и Южной Америке.
Слайд 37
Сальвадор Дали
(1904 -1989
испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель.
Один из самых известных представителей сюрреализма.
Слайд 38
Самым известным скрытым полотном считается "Исчезающий образ" Сальвадора
Дали 1938 холст, масло.
(портрет мужчины – Веласкес, девушка
с письмом)
Слайд 39
На картине Сальвадора Дали «Исчезающий образ» изображение распадается
на два: девушку с письмом и портрет мужчины.
Считается,
что эта работа - посвящение сразу двум кумирам художника: Веласкесу, чей портрет собственно и представляет усатый мужчина, и Вермееру, картина «Девушка с письмом у открытого окна» которого стала прообразом для полотна Дали.
Слайд 40
Бельгийский художник - сюрреалист Рене Магритт 1898 — 1967 – один
из самых загадочных и неоднозначных художников, чье творчество всегда
вызывало массу вопросов.
Слайд 41
Как говорил сам художник, главная его цель –
заставить зрителя задуматься.
Подобный эффект производят все его работы,
поэтому Магритт называл себя «магическим реалистом».
Слайд 42
Одной из самых известных его работ является «Сын человеческий»
1964. На сегодняшний момент существует множество попыток интерпретировать символический
подтекст картины, которую искусствоведы часто называют интеллектуальной провокацией.
Слайд 43
Магритт – мастер парадоксов, он задает противоречащие логике
задачи, а искать пути их решения оставляет зрителю. Образ
человека в котелке – один из центральных в его творчестве, он стал символом самого художника.
Парадоксальный объект на картине – яблоко, повисшее в воздухе прямо перед лицом человека.
«Сын человеческий» – квинтэссенция концепции «магического реализма» и вершина творчества Магритта.
У каждого, кто смотрит на эту картину, рождаются весьма противоречивые выводы.
Слайд 44
Картину «Сын человеческий» Магритт написал в 1964 г.
как автопортрет.
Название работы отсылает к библейским образам и
символам. Как писали критики, «названием картина обязана образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире».
Слайд 46
Рене Магритт. Проницательность (автопортрет), 1936
Слайд 47
Сам Магритт говорил об этих полотнах следующее:
« Интересное
в этих картинах — это внезапно ворвавшееся в наше
сознание присутствие открытого видимого и скрытого видимого, которое в природе никогда друг от друга не отделяется.
Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое.
Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Между тем, что мир предлагает нам как видимое, и тем, что это данное видимое под собой прячет, разыгрывается некое действие».
Слайд 48
«Великая война»
«Человек в котелке»
Слайд 49
Игорь Викторович Лысенко родился в Волгоградской области. Сейчас
проживает в Калининграде. Некоторые работы находятся в частных коллекциях
в России, Германии и Испании.
Художник работает в жанре сюрреализма.
Слайд 54
Игорь Лысенко
«Пусть собака спит»
Оригинальные картины в жанре
сюрреализма содержат массу загадок и скрытых образов.
Так, например, на
представленной картине художник спрятал образ гуся. Однако найти его не просто.
Слайд 55
"Зимний пейзаж". Масло. Художник Игорь Лысенко.
на представленной
картине художник спрятал образ Наполеона. Попробуйте найти его самостоятельно
без подсказки.
Слайд 56
Олег Ильич Шупляк (23 сентября 1967 г., с. Бище, Бережанского р-на,
Тернопольской обл.) — украинский художник, член НСХУ с 2000
года, Заслуженный художник Украины (2017). Работает в разных направлениях живописи. Широкую известность в мире получила его серия «Двоевзоры» (авторское название картин-иллюзий с двойным смыслом).
Слайд 57
Автопортрет под липами. Олег Шупляк.
Украинский художник пишет
картины-иллюзии, которые издалека смотрятся как портреты, а вблизи представляют
собой композиции с людьми.
Слайд 58
Олег Шупляк
«Полет Викулы. Гоголь»
Слайд 66
Кошка и мышь
Иллюзия из серии двойственных изображений. На
рисунке можно увидеть или кошку или мышь, но практически
невозможно видеть два образа одновременно.
Слайд 68
Литография голландского художника Эшера.
Слайд 69
Летающие пирамиды
Скульптура венесуэльского художника Рафаэля Барриоса (Rafael Barrios).
Одна из многочисленных экспозиций, выставленных в Нью-Йорке на Парк-авеню. Все они выполнены
из плоских листов стали и выкрашены акриловыми красками. Однако, на расстоянии скульптуры кажутся объемными.
Слайд 70
Линии на путях
Иллюзия Понцо. В 1913 году Марио Понцо показал,
что иногда наш мозг определяет размер объекта, основываясь на фоне
позади него. Красные Линии на фото имеют одинаковую длину, параллельны и равноудалены друг от друга. Тем не менее, ближние к нам линии кажутся короче дальних