Слайд 2
Термин "композиция" (от лат. "compositio") обозначает сопоставление, сложение,
соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение,
соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют форму.
С одной стороны это - творческий процесс сочинения, создания произведения искусства от появления замысла до его завершения, явление во многом интуитивное, трудно поддающееся изучению.
С другой - комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла.
Слайд 3
Основная задача предмета «Композиция» - дать учащимся Детской
художественной школы понятие об основных элементах композиции, без которых
невозможен грамотный, сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление и тонкий эстетический вкус.
Слайд 4
Главные понятия станковой композиции – замысел и картина.
Замысел дает представление о цели работы, ее смысле, об
эволюции образа в процессе его создания. Картина – в результате работы, оформляет замысел в законченное произведение.
Слайд 5
Курс станковой композиции является на сегодняшний день одним
из актуальных в художественной школе. В его задачу входит
знакомство учащихся с ролью творческого сочинительства в жизни художника. Предмет необходим для профессиональной ориентации учащихся, для более осознанного выбора будущей профессии.
Слайд 6
Процесс обучения строится по принципу «от простого к
сложному». На основе этого у учащегося постепенно развивается осознанное
чувство ритма, движения, силуэта.
Слайд 7
Основные задачи программы «Композиция»:
1) обучение навыкам и умениям
в работе над практическими заданиями, осмысление языка станковой картины,
его особенностей и условностей;
2) воспитание у учащихся высоких эстетических критериев;
3) интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора на базе широкого охвата тем.
Слайд 8
В процессе обучения на уроках «Композиции» учащиеся:
1. Знакомятся
с художественным языком.
2. Осваивают основные композиционные приемы:
а) выявление центра,
б)
статика,
в) динамика.
3. Развивают образное мышление,
4. Знакомятся с цветной гармонизацией.
5. Изучают последовательность работы над этапами создания картины:
а) реальное изображение.
б) стилизация,
в) ассоциативность,
г) абстракция,
д) знаковость
6. Осваивают правила построения композиций;
а) ритмы линейные,
б) ритмы цветовые,
в) ритмы тональные.
7. Развивают навыки в построении композиций.
9. Развивают ассоциативное мышление.
10. Используют в работе различные графические приемы.
Слайд 9
Объем знаний, умений, навыков, полученных учащимися 1 -2
года обучения
Учащиеся должны знать: - основные законы композиции;
- основные правила композиции (передача ритма, выделение сюжетно – композиционного центра, симметрия, асимметрия, расположение главного и выделение выразительными средствами); - основные средства композиции (линия, штрих – линия, пятно, тон, цвет). Учащиеся должны уметь: - уметь последовательно вести работу от поиска композиции к эскизу в цвете и к окончательному варианту; - выбор размера основных элементов композиции по отношению к формату бумаги, положение изображения на листе относительно центра (динамика и статика в композиции); – передать главное пятно в композиции и средства его выявления (свободное пространство вокруг пятна, нестандартное движение, размер главного предмета по отношению к другим). Ритм как средство композиционного строя
Слайд 11
Гармоничные двухцветные сочетания
Существуют следующие правила гармоничного сочетания
двух красок:
Цвет и дополнительный цвет: цвета лежат
в цветовом круге диаметрально противоположно.
Такими цветовыми парами в цветовом кругу являются:
Желтый - Фиолетовый
Желто-оранжевый - Сине-фиолетовый
Оранжевый - Синий
Красно-оранжевый - Сине-зеленый
Красный - Зеленый
Красно-фиолетовый - Желто-зеленый
В цветовом шаре тоже есть такие цветовые пары, которые образуются прохождением оси шара через его центр. Например, диаметрально противоположным розовому цвету (светло- красному) будет темно-зеленый цвет.
Слайд 18
соседние цвета дополнительного цвета имеют с ним так
много общего, что
тоже находятся с основным цветом в гармоничном
отношении.
Такими цветовыми парами являются:
Желтый и красно-фиолетовый
Желтый и сине-фиолетовый
Желто-оранжевый и синий
Желто-оранжевый и фиолетовый
Оранжевый и сине-фиолетовый
Оранжевый и сине-зеленый
Красно-оранжевый и синий
Красно-оранжевый и зеленый
Красный и сине-зеленый
Красный и желто-зеленый
Красно-фиолетовый и зеленый
Красно-фиолетовый и желтый
Фиолетовый и желто-зеленый
Фиолетовый и желто-оранжевый
Слайд 21
Стилизованный натюрморт 3 класс
Слайд 28
Учащиеся 3-4 должны знать:
- основные законы композиции (закон
целостности, закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому
замыслу); - основные правила композиции (передача ритма, выделение сюжетно – композиционного центра, симметрия, асимметрия, расположение главного и выделение выразительными средствами, высокий или низкий горизонт); - основные приемы композиции (горизонтали и вертикали, диагональные направления); - при работе над композицией сознательно и грамотно использовать выразительные средства композиции: линию, штрих, пятно цветовое и тональное, светотень, перспективу (линейную, воздушную). Учащиеся должны уметь: - уметь связывать композиционный замысел со сбором дополнительного материала, изучением эпохи, социальной жизни общества, мировоззрением; - умение использовать свои наблюдения окружающей жизни для создания выразительной композиции; - использование в работе (исходя из темы) цветового контраста и цветовой гармонии, контрасты размеров, форм, тональности; - при анализе произведений изобразительного искусства уметь разобраться в организации картины: понять какими, правилами и средствами композиции пользовался автор, увидеть различные подходы к решению композиции в разных видах искусств; - владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом.
Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся
Слайд 30
Гармоничное трехцветное сочетание
Для определения гармоничного сочетания трех
цветов снова необходимо пользоваться цветовым кругом.
Гармония равностороннего треугольника:
треугольник
основных цветов связывает три основных цвета, которые разделяют круг на
три части. Это - равносторонний треугольник.
Так как три основных цвета гармонично подходят
друг другу, гармоничны так же и три цвета, которые лежат при вращении
треугольника на его вершинах. Таким образом, мы получим еще три гармоничных сочетания:
Желто-оранжевый - Сине-зеленый - Красно-фиолетовый
Оранжевый - Фиолетовый - Зеленый
Оранжево-красный - Фиолетово-синий - Желто-зеленый
Такая гармоничность трех цветов будет смотреться напряженно, так как все три составляющих происходят из разных цветовых семей.
Слайд 31
реалистическое изображение
3 класс
Слайд 34
Гармония равнобедренного треугольника
получается, если одну из контрастных
красок, расположенных в цветовом
круге друг напротив друга, заменить на
две соседние. В этом случае
возникает равнобедренный треугольник.
При любом повороте этого треугольника в цветовом круге на его вершинах будут лежать три гармонирующие цвета. Два из них находятся относительно близко, а третий является самым большим контрастом.
Следующие цвета будут составлять гармонию равнобедренного треугольника в двеннадцатицветном кругу:
Желтый - сине-фиолетовый - красно-фиолетовый
Желто-оранжевый - фиолетовый - синий
Оранжевый - сине-зеленый - сине-фиолетовый
Красно-оранжевый - синий - зеленый
Красный - сине-зеленый - желто-зеленый
Красно-фиолетовый - зеленый - желтый
Фиолетовый - желто-зеленый - желто-оранжевый
Сине-фиолетовый - желтый - оранжевый
Синий - желто-оранжевый - красно-оранжевый
Сине-зеленый - оранжевый - красный
Зеленый - красно-оранжевый - красно-фиолетовый
Желто-зеленый - красный - фиолетовый
Слайд 35
Реалистическая композиция 4 класс
Слайд 37
Композиция на тему «Зима» 4 класс
Слайд 39
Стилизованная композиция
3 класс