Слайд 2
Смысл жизни – труд,
работа не для себя, а
для других;
только эта работа человека,
совершаясь целыми поколениями,
ведёт к бесконечному
совершенствованию
человеческой
личности.
П.Ф.Лесгафт.
Слайд 3
ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
“Вся тайна семейного воспитания,— писал
Лесгафт,— в
том и состоит, чтобы дать ребенку
возможность самому развертываться,
делать
все самому; взрослые не должны забегать и ничего
не делать для своего личного удобства и
удовольствия, а всегда относиться к ребенку с
первого дня появления его на свет, как к человеку,с
полным признанием его личности...”
Слайд 4
Необходимые условия нормального воспитания.
1. Атмосфера любви.
Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден
в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом Лесгафт предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь, «забивая ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.
Слайд 5
2. Высоконравственный воспитатель, который учит ребенка размышлять, быть
правдивым, соблюдать единство слова и дела. Самое лучшее, если
эту роль выполняет мать, но может быть и неродной воспитатель, на попечении которого должно быть не более 6—7 детей. (Современные психологи установили, что именно с таким количеством детей воспитатель может одновременно поддерживать эмоциональный контакт).
Слайд 6
3. Регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии
ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать
это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
Слайд 7
4. Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни
ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака,
алкоголя, азартных игр. У ребенка, привыкшего испытывать удовольствие от воздействия на его мозг «прибавочных раздражителей», не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности. А это означает, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже родиться.
Слайд 8
5. Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок,
музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в
саду, занятия сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы — рисованием, лепкой. Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку. Значит, он должен соприкасаться с максимумом занятий, чтобы со временем определить свое призвание. И «медвежью услугу» оказывают своему ребенку те родители, которые по своему произволу заранее программируют его жизненный путь.
Слайд 9
6. Принцип постепенности и последовательности. Воспитатель должен постоянно
следить за тем, чтобы ребенок брался только за те
дела, которые в данное время для него посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень. По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными.
Слайд 10
7. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми.
Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является
имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел — значит освоил. Только в конце периода семейного воспитания, т. е. примерно в 7 лет, ребенок вырабатывает свои собственные «нравственные основания» и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Слайд 11
Воспитание ребенка в семье.
Цель воспитания — содействовать
развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и
любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководиться этим идеалом.