Слайд 2
Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925
году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно
основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин
Слайд 3
По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально
с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные
отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.
Слайд 4
Стихотворение посвящено собаке, и его искренний правдивый тон
с первых слов даёт понять читателю, что автор ставит
Джима, пожалуй, выше многих людей и при этом наравне с собою. «Давай с тобой полаем при луне» — странноватый призыв сразу же рождает мысль о равенстве и подготавливает к тому, что всё стихотворение окажется откровенной задушевной беседой.
Слайд 5
Вторая строфа — наиболее философская, призывающая собаку (а
заодно и всех тех, кто готов внимать автору) понять
сущность жизни. Эту часть стихотворения вполне можно назвать кульминационной: фраза «жить на свете стоит» бросается в глаза, ею заканчивается строфа, утверждая позицию автора, его настроение. И именно в этой части ясно видно, что беседа эта — с самим собою, что сказанное было бы сказано любому слушателю, не только собаке Качалова.
Слайд 6
Но дальше настрой меняется: автор словно возвращается из
своих размышлений в настоящий момент и снова обращается к
Джиму, уже описывая его качества. Третья строфа — переходная, описательная, мало значащая, если бы её не было в стихотворении, композиция не пострадала бы.
Слайд 7
Отвлекшись от философствования, автор нарочно обращается к обыденным
деталям, упрощает язык произведения. «Норовит», «потрогать»,
«по-собачьи», «приятцей», «пьяный друг», «лезешь целоваться»— третья и четвёртая
строфы благодаря этим словам напоминают подростковое творчество. Но с другой стороны, как же ещё обращаться к собаке? Эта простота и искренность опять-таки возвращают ощущение близости между автором и его лохматым собеседником
Слайд 8
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких
и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда
случайно вдруг не заходила?
В данном столбике стихотворения присутствует экспрессивная лирика, усиливающая выразительность речи, лексика, выражающая эмоции, чувства. Автор задает вопрос, ожидает услышать ответ, но это всего лишь риторический вопрос.
Слайд 9
С целью придания тексту большей образности и выразительности
автор использует многочисленные эпитеты: «тихая, бесшумная погода»; «хозяин мил
и знаменит»; «доверчивая приятца»; «безмолвны и грустны». Яркие метафоры придают своеобразное движение тексту, помогают нам образно создать объем стихотворению: «она придет, даю тебе поруку»; «лизни ей нежно руку»;
«Дай Джим, на счастье лапу мне» — это выражение повторяется несколько раз, потому как данная стилистическая фигура является чем-то важным для нашего автора.
Слайд 10
Плавный переход к тематике любви – загадочный и
несмелый. До сих пор неясно, кому посвящена последняя строфа.
Автор просит Джима лизнуть руку женщине, которая обязательно должна явиться. Он ощущает вину перед ней. Этот тайный женский образ может быть его женой – С. Толстой или подругой – Г. Бениславской,
не исключено, что лирическая героиня известна только сокровищнице сердца поэта. Однозначно лишь то, как тепло Есенин относится к загадочной возлюбленной, желая забрать ее грусть.