Слайд 2
Время – интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием
их.
М.Горький
Как вы понимаете слова М.Горького?
Расскажите о прочитанных летом произведениях, указав
проблемы, которые авторы поднимают в своих произведениях.
Слайд 3
Прочитайте отрывок из стихотворения А.Блока «Два века». Согласны
ли Вы с поэтом? Ответ аргументируйте, приведя примеры из
прочитанных книг и исторических фактов.
Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люцеферова крыла).
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
А.Блок
Слайд 4
Социально-экономическое и политическое развитие России
Капиталистическая промышленность росла высокими
темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая,
химическая, машиностроение) и новые промышленные районы
(в первую очередь Донбасс-Криворожский).
Были построены железные дороги, открылись банки, финансовая система была
самой устойчивой в мире.
Слайд 5
Но:
по-прежнему остро стоял аграрный вопрос, была низкая производительность
труда, у крестьян было мало земли, положение рабочих оставалось
тяжелым, Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.
Социально-экономическое и политическое развитие России
Слайд 6
Культура в России начала XX века
Вступая в XX
век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова, печати, собраний,
деятельности политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905–1907 гг.
Слайд 7
Культура в России начала XX века
Еще звучит голос
корифея русской реалистической литературы
Л. Н. Толстого, обсуждаются последние
пьесы А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»), по-прежнему авторитетно мнение В. Г. Короленко.
Слайд 8
Культура в России начала XX века
Читающая публика увлечена
романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На
дне». Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб
И. Бунин.
Слайд 9
Культура в России начала XX века
В поэзии торжествуют
декаденты-символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н.
Гумилев, А. Ахматова), футуристы (В. Маяковский,
В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.
Слайд 10
Культура в России начала XX века
В живописи почитают
реалистов И. Репина, В. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно
посещают кажущиеся скандальными выставки «Мира искусства»
(А. Бенуа, К. Коровин) и «Бубнового валета»
(П. Кончаловский,
Р. Фальк).
Слайд 11
Культура в России начала XX века
В музыке продолжает
работать Н. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой
петушок»),
учивший А. Глазунова
и И. Стравинского (балет «Петрушка»). Новыми художественными
открытиями являются для России музыка молодого С. Рахманинова и экспериментальные опусы
А. Скрябина.
Слайд 12
Культура в России начала XX века
Переживает расцвет русский
реалистический театр. Всемирную славу получает система
К. Станиславского, создавшего
вместе с В. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр. На сцену приходят и великие театральные реформаторы В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Блистают певец Ф. Шаляпин, артистка балета А. Павлова, в первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная и Иван Мозжухин.
Слайд 13
Серебряный век русской литературы
Параллельно возникновению все
новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших
тенденций эпохи – нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве.
Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам).
Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта — нет.
Покоя — нет..
А.Блок
Слайд 14
Серебряный век русской литературы
Литературная школа (течение) и творческая
индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX
века. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века.
Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звезды»), были
М. Цветаева, М. Кузьмин,
В. Ходасевич.
Слайд 15
Серебряный век русской литературы
Развитие капиталистических отношений приводит к
возникновению темы современного города («Фабрика» А. Блока, «Сумерки» В.
Брюсова, «Тоска вокзала» И. Анненского и др.).
Слайд 16
Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния
души потребовало нового отношения к слову-образу:
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
К. Бальмонт
Серебряный век русской литературы
Слайд 17
В стихотворения входят экзотические образы и
мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф»,
«Озеро Чад» Н.
Гумилева).
Серебряный век русской литературы
Слайд 18
Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику
старья» (стихи В. Маяковского,
В. Хлебникова и др.)
Серебряный век
русской литературы
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
В.Хлебников
Слайд 19
Владимир Маяковский
Пощечина общественному вкусу [Из альманаха]
Читающим наше
Новое Первое Неожиданное.
Только мы -- лицо нашего
Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности.
…Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным…
Слайд 20
– Каков смысл определения «серебряный век»?
– Какие традиции
классики восприняла реалистическая проза нового времени?
– В чем состоят
особенности литературного героя новой эпохи?
– Что отличает модернизм от реализма?
– В чем причины возникновения различных литературных группировок?
Домашнее задание (по группам)