Слайд 2
«При имени преподобного Сергия русский человек вспоминает свое
нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память
преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».
(В.О.Ключевский)
Слайд 3
Сергий Радонежский пользовался огромный авторитетом и уважением в
глазах великого князя Дмитрия Иоанновича (более известного как Дмитрий
Донской), а также нередко примирял враждующих между собой других русских князей.
Слайд 4
М. Нестеров
Труды преподобного Сергия
Прознав о нём,
к нему потянулись люди. Собралось
12 человек. И стали
они жить по-братски, построили себе
кельи, большой забор - получился
монастырь. Братья упросили Сергия стать их игуменом.
Беллярминов И.И. «Элементарный курс всеобщей и русской истории»
Слайд 5
«Пред началом похода Димитрий, по обычаю всех набожных
князей, молился в Успенском соборе, раздавал милостыню и, кроме
того, ходил за благословением к пре. Сергию. И. благословляя его на поход, сказал: «Господь Бог будет тебе заступник и победит врагов твоих!» Пророчество Сергия воодушевило князя»
Слайд 6
Сергий дал князю двух своих монахов-силачей,
бывших воинов
- Пересвета и Ослябю.
М. Авилов Поединок на Куликовом
поле
Слайд 7
«Дмитрий поехал к св. Сергию просить благословления. Св.
Сергий благословил его и предсказал, что прольется много крови,
но русские одолеют»
А.О.Ишимова «История России для детей»
Слайд 8
Дмитрий Донской не случайно поехал в Троицкий монастырь
просить благословения у его игумена — Сергия Радонежского, еще
при жизни многими почитавшегося святым.
Смысл дошедшего до нас предания в том, чтобы подчеркнуть религиозное значение Куликовской битвы как сражения с неверными в защиту православия.
Слайд 9
И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая
бога, и господь бог будет тебе помощником и заступником».
И добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш».
Слайд 10
«Сила Сергия - в нравственном и духовном авторитете,
который снискал «великий старец» неустанными трудами и образом жизни.
С ним связывают нравственное возрождение народа. Без которого невозможно всякое иное возрождение. Перед ним склонялись и простые миряне, и сильные мира сего».
Н. И. Павленко «История России с древнейших времен до конца XVII века»
М. Нестеров. Юность преподобного Сергия
Слайд 11
Написано в 1418 году, спустя 26 лет после
кончины Святого Сергия, его учеником премудрым Епифанием.
Слайд 12
Фигура Сергия в последние годы вызывает особенный интерес.
Однако в обширной литературе о нем все еще нет
устоявшейся, общепринятой характеристики. В XIX - XX вв. историки и писатели в художественных произведениях воссоздавали образ С. Радонежского. В одних он выступает как главный герой, в других – как эпизодический герой.
Слайд 13
Свой путь к Сергию проторил известный русский историк
В.О. Ключевский. Он был первым, кто попытался объективно подойти
к биографии Сергия. К 500-летию со дня кончины игумена, в 1892 г., Ключевский написал небольшой очерк. Он создал небольшой, но яркий по форме и глубокий по содержанию очерк, посвященный «великому старцу».
Слайд 14
Преподобный Сергий выступил в защиту единой государственной власти.
В набирающем силу Московском княжестве - культурном центре русских
земель, Преподобный увидел главный оплот единения основных политических и нравственных сил всего народонаселения Руси. Подвижник, пострадавший от произвола москвичей в юные годы, теперь твердо вставал на сторону Москвы - носительницы нарождающейся национальной идеи. Именно такая концепция освещения событий этого периода дана в школьных учебниках нового поколения.