Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого

Содержание

Толстой Лев Николаевич (1828–1910) Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература.М. Горький Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!Т. ДрайзерЕжели бы мне сказали, что то,
«ТОЛСТОЙ – ЭТО ЦЕЛЫЙ МИР» Толстой Лев Николаевич (1828–1910)	Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных Те современники, которые имели наслаждение видеть, общаться и слушать Т., считали себя Но писатель был и обличителем зла, отказывался мириться с какими бы то Величайшее открытие писателя – метод «диалектики души». В чем смысл этого? Т. изображает Та нравственная высота, которую достиг Т. — человек, - результат огромной, никогда Непоколебимо было жизненное кредо Т., которому он ни­когда не изменял: «Чтобы жить Следует правильно понимать толстовское учение о непротивле­нии злу насилием. «Чем бы люди «Что делать? - спрашивают одинаково и властители, и подчи­ненные, и революционеры, и Он часто сомневался в верности своего учения. С одной стороны, проповедь непротивления, «Смертные казни в наше время... явно показывают то, что правители дурные, заблудшие Лишь в одном писатель не сомневался: «Верно то, что смысл жизни каждого ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ ПИСАТЕЛЯРодился 28 августа 1828 года в дворянской усадьбе Мать умерла в 1830 г. через полгода после рождения дочери от «родовой горячки», Вскоре внезапно умер отец, Николай Ильич, оставив дела (в том числе некоторые Происхождение как бы предопределило жизненный путь будущего писателя: типичное для богатых дворян 1847 г. Толстой, не закончив учебу, уезжает в Ясную Поляну, чтобы посвятить Л. Н. ТОЛСТОЙ НА КАВКАЗЕ. НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ	В 1851 г. вместе с Эпизоды Кавказской войны он описал в произведениях «Набег», «Разжалованный», «Казаки». С января 1854 г. Т. служит сначала в Дунайской армии, затем в Служа на страшном четвертом бастионе, он не прекращает литературной работы, черпая в ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО	1859 г. для крестьянских детей Т. открывает в «Школьная деятельность Т. носила разнообразный характер, но более других заметно было в ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО ДО И ПОСЛЕ ИДЕЙНОГО ПЕРЕЛОМА. РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И. А. Гончаров: «Он, то есть граф (Толстой), сделался настоящим львом литературы», Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого опираются, как объясняет Ю. В. Лебедев, на 5) Помни, что все люди – братья – и учись во врагах «ВЕСЬ МИР, ВСЯ ЗЕМЛЯ СМОТРИТ НА НЕГО…» (М. Горький)	Л. Н. Толстой в В последующих произведениях он «учит народ нравственности».	1896 г. «И опять молюсь, кричу ПОХОРОНЫ ТОЛСТОГО. ПОХОРОННАЯ ПРОЦЕССИЯ ПО ДОРОГЕ СО СТАНЦИИ ЗАСЕКА В ЯСНУЮ ПОЛЯНУФотография,
Слайды презентации

Слайд 2 Толстой
Лев Николаевич
(1828–1910)
Толстой рассказал нам о русской

Толстой Лев Николаевич (1828–1910)	Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько

жизни почти столько же, как и вся остальная наша

литература.
М. Горький
Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!
Т. Драйзер

Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы по­святил ему всю свою жизнь и все свои силы.
Л.Н. Толстой (из письма П.Д. Боборыкину, 1865г.)

Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
Л.Н. Толстой


Слайд 3 Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – писатель огромного дарования

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор

и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений.
Портрет писателя

(работы И. Е. Репина). Мы видим прежде всего глаза: небольшие, круглые – и в этом их особенность, – совершенно плоские и одноцветные, но всегда сияющие; точно на сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь, откуда и как оно происходит… Остальное – и широкий нос, и высокий лоб, и брови густые, и даже все тело – кажется пристроенным к этим глазам. Сначала – глаза, а затем уже прочее…

Слайд 4 Те современники, которые имели наслаждение видеть, общаться и

Те современники, которые имели наслаждение видеть, общаться и слушать Т., считали

слушать Т., считали себя счастливыми людьми.
В служении людям видел

писатель смысл своей жизни. («Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям» (Л. Толстой).
А жизнь его была наполнена писательским трудом. Каждый день, каждый час он трудился, не зная лени; был беспощадно строг и требователен к себе как к художнику слова.
Литературное наследие Т. – это 90 томов Юбилейного издания сочинений! Литература была для него делом, в которое он вкладывал всю свою душу. В книгах гениальный Т. выражал мысли и чувства русского народа, показывал всю силу и величие народного духа, народного патриотизма и народной любви к родине.

Слайд 5 Но писатель был и обличителем зла, отказывался мириться

Но писатель был и обличителем зла, отказывался мириться с какими бы

с какими бы то ни было проявлениями лицемерия, фальши.

Он не любил людей самоуспокоенных и равнодушных. «Спокойствие – душевная подлость», – считал он. По мнению Т., человек должен постоянно находиться в поиске, «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».
Основной путь к преобразованию мира, путь к счастью Лев Николаевич Толстой видел в нравственном самоусовершенствовании, в непротивлении злу насилием и в опрощении. Это учение получило название – «толстовство».

Слайд 6 Величайшее открытие писателя – метод «диалектики души». В чем

Величайшее открытие писателя – метод «диалектики души». В чем смысл этого? Т.

смысл этого? Т. изображает внутренний мир своего героя в

постоянном развитии.
«Диалектика души» – изображение процесса душевных движений через борьбу противоположностей в характере человека» (Н. Н. Наумова).

Слайд 7 Та нравственная высота, которую достиг Т. — человек,

Та нравственная высота, которую достиг Т. — человек, - результат огромной,

- результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней рабо­ты, высочайшей

требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тще­славие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость — на эти недостатки указывает сам Т.).
Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть.
Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям.
Самыми счастливыми годами в своей жизни Т. считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

Слайд 8 Непоколебимо было жизненное кредо Т., которому он ни­когда

Непоколебимо было жизненное кредо Т., которому он ни­когда не изменял: «Чтобы

не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,

ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».

Слайд 9 Следует правильно понимать толстовское учение о непротивле­нии злу

Следует правильно понимать толстовское учение о непротивле­нии злу насилием. «Чем бы

насилием. «Чем бы люди ни пытались освободиться от на­силия,

- писал Л.Н. Толстой, - одним только нельзя освободиться от него: насилием». Однако злу надо противиться всеми средства­ми: протестами, печатным словом, а главное, добрыми делами.
С теорией непротивления злу насилием связано учение Т. о нравственном самоусовершенствовании.
Теория эта не панацея от социальных бед. Но преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств, бес­спорно, - благо и для себя, и для общества.

Слайд 10 «Что делать? - спрашивают одинаково и властители, и

«Что делать? - спрашивают одинаково и властители, и подчи­ненные, и революционеры,

подчи­ненные, и революционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом

«Что делать?»...всегда вопрос о том, что делать с дру­гими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой», - за­мечает Т.
Начинать, по мнению Т.о, нужно всегда с себя, с требовательности к себе, с воспитания чувства ответствен­ности за свои дела. В этом основа нравственной культуры человека.
В теории самоусовершенствования сказалась вера писателя в человека, в бесконечные возможности его разума и воли, Лев Тол­стой не укладывался в узкие рамки своих нравственных постулатов.

Слайд 11 Он часто сомневался в верности своего учения. С

Он часто сомневался в верности своего учения. С одной стороны, проповедь

одной стороны, проповедь непротивления, а с другой — непонимание

несостоя­тельности своего учения перед надвигающимся хором историче­ских событий.
Уже в 1891 г. Т. предвидел крах старых инсти­тутов жизни: «Сколько мы ни старайся, а все же впереди круше­ние...».
Во время революционных событий 1905 г. Т. шлет близкому родственнику царя письмо, в котором бесстрашно заяв­ляет: «Я — человек, отрицающий и осуждающий весь существую­щий порядок и власть и прямо заявляющий об этом».
Хотя Т. от революции отстранился, но хорошо понимал антинародный ха­рактер правительства и резко отзывался о его деятельности: «... нынче вешанье, мученье людей вызвало негодование, недоброе, злое чувство к вешателям».

Слайд 12 «Смертные казни в наше время... явно показывают то,

«Смертные казни в наше время... явно показывают то, что правители дурные,

что правители дурные, заблудшие люди и что по­этому повиноваться

им... вредно и стыдно...».
Жизнь вносила коррективы в учение Т. Не все просто было и с верой в Бога. В дневнике Т. найдены та­кие записи: «Ночью и поутру нашло, кажется, никогда не бывшее прежде состояние холодности, сомнения во всем, главное в Боге, в верности понимания смысла жизни» (02.09.1909);
«Видел во сне от­рицание Бога и еще возражение на свое представление об общем лучшем устройстве жизни вследствие отказа от борьбы» (24.12.1909).
Этих взволнованных записей достаточно, чтобы пред­ставить противоречия во взглядах Т.

Слайд 13 Лишь в одном писатель не сомневался: «Верно то,

Лишь в одном писатель не сомневался: «Верно то, что смысл жизни

что смысл жизни каждого отдельного че­ловека... в увеличении в

себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возмож­ность, а искать ее».
Отрывки из воспоминаний рисуют Т. как человека ог­ромной и разносторонней культуры, ярким способом мыслить, речь его была невыразимо красива.
В общении с людьми был сердечен, необыкновенно деликатен и прост, но все, кто встречался с ним, ощущал силу интеллекта, масштабы его личности.
Вот что заметил Горький: «Выйдет он — маленький. И все сразу станут меньше его».
В памяти людей Т. — не только великий писатель, но и че­ловек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоот­верженного служения людям.

Слайд 14 ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ
Родился 28 августа 1828

ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ ПИСАТЕЛЯРодился 28 августа 1828 года в дворянской

года в дворянской усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии и

был четвертым сыном графов Толстых




Слайд 15 Мать умерла в 1830 г. через полгода после рождения

Мать умерла в 1830 г. через полгода после рождения дочери от «родовой

дочери от «родовой горячки», как тогда говорили, когда Льву

не было ещё 2 лет.

Силуэт М. Н. Волконской — единственное изображение матери писателя. 1810-е гг.

Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 г. семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, т. к. старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет.


Слайд 16 Вскоре внезапно умер отец, Николай Ильич, оставив дела

Вскоре внезапно умер отец, Николай Ильич, оставив дела (в том числе

(в том числе некоторые связанные с имуществом семьи тяжбы)

в незаконченном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен, назначенной опекуншей детей.

Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 г., когда умерла Остен-Сакен, дети переселились в Казань, к новому опекуну — сестре отца П. И. Юшковой.

Николай Ильич Толстой, отец писателя. Неизвестный художник. Бумага, акварель. 1823 год


Слайд 17 Происхождение как бы предопределило жизненный путь будущего писателя:

Происхождение как бы предопределило жизненный путь будущего писателя: типичное для богатых

типичное для богатых дворян воспитание и образование, учеба в

Казанском университете, разочарование в университетских занятиях («Эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне»), увлечение светской жизнью.






Слайд 18 1847 г. Толстой, не закончив учебу, уезжает в

1847 г. Толстой, не закончив учебу, уезжает в Ясную Поляну, чтобы

Ясную Поляну, чтобы посвятить себя хозяйственной деятельности, а также

улучшить быт своих крестьян.

Автобиографическая трилогия – повести «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852–1856).
Главный герой – Николенька Иртеньев. Автор «прослеживает» историю трех периодов в жизни человека. Методом «диалектики души» показывает развитие характера героя.


Слайд 19 Л. Н. ТОЛСТОЙ НА КАВКАЗЕ. НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 1851

Л. Н. ТОЛСТОЙ НА КАВКАЗЕ. НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ	В 1851 г. вместе

г. вместе с братом Николаем Л. Н. Толстой отправляется

на Кавказ.

Л.Н. Толстой (слева) с братом Николаем перед отъездом на Кавказ


Слайд 20 Эпизоды Кавказской войны он описал в произведениях «Набег»,

Эпизоды Кавказской войны он описал в произведениях «Набег», «Разжалованный», «Казаки».

«Разжалованный», «Казаки».


Слайд 21 С января 1854 г. Т. служит сначала в

С января 1854 г. Т. служит сначала в Дунайской армии, затем

Дунайской армии, затем в Севастополе.


За редкое бесстрашие в

июле 1855 г. его награждают орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость», а в конце августа медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 гг.»













Слайд 22 Служа на страшном четвертом бастионе, он не прекращает

Служа на страшном четвертом бастионе, он не прекращает литературной работы, черпая

литературной работы, черпая в «живой обстановке войны» богатый материал

для «Севастопольских рассказов».
«Военная карьера – не моя…» – записывает Толстой в дневнике (1855) и отправляется в путешествие за границу.

Слайд 23 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Л. Н. ТОЛСТОГО
1859 г. для крестьянских

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО	1859 г. для крестьянских детей Т. открывает

детей Т. открывает в Ясной Поляне школу, а затем

еще 20 в окрестных деревнях. В журнале «Ясная Поляна» он описывает опыт своей работы с учениками. В центре педагогического процесса – личность ученика, обучение ведется методом свободной беседы.

Слайд 24 «Школьная деятельность Т. носила разнообразный характер, но более

«Школьная деятельность Т. носила разнообразный характер, но более других заметно было

других заметно было в ней все-таки литературное направление» (Е.

Маймин).

Слайд 25 ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО ДО И ПОСЛЕ ИДЕЙНОГО

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО ДО И ПОСЛЕ ИДЕЙНОГО ПЕРЕЛОМА. РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ

ПЕРЕЛОМА. РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПИСАТЕЛЯ
1862 г. Толстой женился на дочери московского

врача – Софье Андреевне Берс.

Слайд 26 И. А. Гончаров: «Он, то есть граф (Толстой),

И. А. Гончаров: «Он, то есть граф (Толстой), сделался настоящим львом

сделался настоящим львом литературы», работал быстро, страстно, с увлечением.
Лучшие

произведения Л. Н. Толстого:
«Война и мир» (1864–1869)
«Анна Каренина» (1870–1877)
«Власть тьмы» (1866)
«Крейцерова соната» (1887–1889)
«Воскресение» (1889–1899)
«Хаджи-Мурат» (1896–1905)
Комедия «Плоды просвещения» (1900)
Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий» и др. (1908)
«После бала» (1903)

Слайд 27 Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого опираются, как объясняет

Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого опираются, как объясняет Ю. В. Лебедев,

Ю. В. Лебедев, на учение об истинной жизни. В

чем ее смысл?
В духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе.
Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое включает в себя пять заповедей Христа:
1) Заповедь о непротивлении злу насилием. (Злом нельзя уничтожить зло, бороться с насилием – значит, необходимо воздержаться от насилия, только добро способно в активном духовном противостоянии злу победить его.)
2) Не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни.
3) Не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды.
4) Не клянись и не присягай ни в чем, никому.

Слайд 28 5) Помни, что все люди – братья –

5) Помни, что все люди – братья – и учись во

и учись во врагах доброе видеть.
Л. Н. Толстой развертывает

критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи.
Следует сказать, что в основу воспитания детей в семьях должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей.

Слайд 29 «ВЕСЬ МИР, ВСЯ ЗЕМЛЯ СМОТРИТ НА НЕГО…»
(М.

«ВЕСЬ МИР, ВСЯ ЗЕМЛЯ СМОТРИТ НА НЕГО…» (М. Горький)	Л. Н. Толстой

Горький)
Л. Н. Толстой в конце концов приходит к разрыву

с дворянским классом, а затем и к отрицанию своей предшествующей литературной деятельности.

Слайд 30 В последующих произведениях он «учит народ нравственности».
1896 г.

В последующих произведениях он «учит народ нравственности».	1896 г. «И опять молюсь,

«И опять молюсь, кричу от боли. Запутался, завяз, сам

не могу, но ненавижу себя и свою жизнь» (Л. Толстой).
7 ноября 1910 года на маленькой станции Астапово умер Лев Николаевич Толстой.

Софья Толстая у окна дома начальника станции Астапово И. М. Озолина, где лежит умирающий Лев Толстой,
1910 год.


  • Имя файла: zhiznennyy-i-tvorcheskiy-put-lntolstogo.pptx
  • Количество просмотров: 178
  • Количество скачиваний: 0