Слайд 2
Несовершеннолетний находится в нескольких сферах отношений одновременно
Он обязан
посещать школу или ПТУ, овладевать знаниями;
Его связывают неформальные
отношения со взрослыми
Несовершеннолетний находится в среде сверстников и в семье;
Нередко в ПТУ, школе учащийся характеризуется положительно, а в среде сверстников имеет низкий социометрический статус
Слайд 3
Формальная (официальная) структура
оценки поведения и личности черт подростка
и молодого человека даются с позиций управляемости, степени послушания,
если можно так сказать "удобности" его для педагогов.
Слайд 4
Неофициальная (неформальная) структура
У НОМов (неформальных объединений молодежи) никогда
и ничего не задается "сверху;
Они абсолютно автономны и не
вписываются в структуры более высокого порядка.
Слайд 5
Sub по-латыни – это "под", другими словами, по
смыслу содержит оттенок подчинения.
Типология молодежных субкультур:
Ингруппы – группы, с
которыми молодой человек себя отождествляет.
Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.
По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; асоциальные; антисоциальные.
Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.
Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
Слайд 6
Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:
- политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни
и имеют четкую идеологическую принадлежность;
- эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
- нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
- радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
- субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
- субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др;
- субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).
Слайд 7
Классификация НОМов:
самодеятельные объединения, имеющие программу и ведущие полезную
работу; организационно оформившиеся общности (есть структура, членские взносы, избрано
руководство);
собственно неформалы (обращенные преимущественно к сфере досуга).
досуговые, политизированные и асоциальные (или антисоциальные);
В.Лисовский (ЛГУ) выделяет, например, просоциальные, асоциальные и антисоциальные НОМы;
Представители этих подсистем могут действовать в сфере досуга ("досугового потребителя"), в сферах политики, экологии, т
ехники и т.п.
Слайд 8
Характеристика асоциального (или антисоциального) типа объединений:
размытость моральных норм,
криминальные ценности и установки;
В таких объединениях могут оказаться
панки, хиппи, металлисты, хулигантсвующие "гопники", наркоманы, профашистские сообщества и т.п.
Иногда нонкриминальные группы, (рокеров, металлистов, фанатов и т.п.) перерастают в криминальные.
Слайд 9
Антисоциальные нормы характеризуются:
формированием извращенного понимания принципов
нравственности, нравственных понятий:
Смелость искаженно понимается как риск и бравада,
требовательность — как придирчивость, дружба и товарищество — как укрывательство и недоносительство,
сострадание — как признак слабости, недостойный настоящего мужчины.
Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством.
Слайд 10
Криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и
молодежи, объединившихся в криминальные группы.
по статистике, каждый пятый молодой
человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление
Слайд 11
Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих
в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта
от глаз педагогов и взрослых.
Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только если нет им противодействия.
Асоциальная субкультура - это социально-психологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам
Слайд 12
Местами функционирования одного из видов асоциальной субкультуры являются,
как мы уже отмечали, школьные туалеты, подъезды домов (нередко
эту разновидность субкультуры называют "туалетно-школьной"), подвалы, чердаки, отдаленные парки, скверы, места "тусовок".
Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами.
Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.
Слайд 13
"Хип-хоп" ("hip hop"), как культурный феномен уличного искусства
или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале
своей истории) включает в себя три разных направления:
1. Живопись/дизайн — "Граффити" ("Graffity" — "нацарапанные") настенные росписи и рисунки;
2. Танцевальный стиль — «Брейк-данс» ("break dance") уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа — спортивной одежды;
3. Музыкальный стиль — "Рэп" ("rap") ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: "быстрый рэп" (один рэпер разговаривает с другим); "жизненный" рэп (часто содержит мат); "коммерческий рэп" (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).
Слайд 14
Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является
одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины "рэп" и
"хип-хоп" часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом.
Слайд 15
Рэппер (краткое описание)
Одежда больших размеров приветствуется. Есть две
версии, почему это является частью моды:
1. Одежда заключенных в
США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным;
2. Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров.
Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость.
Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки — все это обязательные "примочки" молодого рэпера.
Слайд 16
Готическая субкультура
Го́ты — представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой
готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя
к готик-сцене.
Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка.
Слайд 17
Готическая субкультура
- чёрная (или тёмная, далее просто чёрная)
или черная с элементами других цветов (в основном красный)
одежда;
- чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр);
- высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (New Rock, Swear);
- чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры);
- чёрные повязки на руках (запястьях);
- шипованный ошейник;
Контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки.
Слайд 18
Mopey и Perky Goth
Mopey Goths — это индивидуумы
постоянно находящиеся в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые,
о них говорят что они «относятся к жизни слишком серьезно»;
Perky Goths (часто пишут PerkyGoff) называют тех, кто относится к goth более «расслабленно», они любят тусоваться в клубах (естественно готических) и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них.
Слайд 19
Antiquity Goth, Renaissance Goth, Romantic Goth, Victorian Goth
Androgyn
Goth (бесполость)
Слайд 20
CyberGoth, Darkwave
Кибер-готы — молодежная субкультура образованная в 90-х
гг., которая так и не сформировала за собой определённой
идеологии и проявляется лишь внешне, а так же тяготеет к различной клубной электронной музыке
Слайд 21
"Эмо" культура
Эмо-fashion - странное направление уличной моды, порожденное,
как это часто бывает, музыкальным жанром;
Прическа: Прямые, чаще всего,
черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет.
Make-up: Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда "эмо" изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже.
Пирсинг: Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего "эмо". Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице.
Обувь: Не изменяют своим любимым маркам: носят Converse и Vans. Пухлые кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками.
Одежда: Skinny-джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп.
Слайд 22
ЭМО-КИДЫ И ЭМО-БОИ
Летом 1985 года стало так называемым
«Революционным летом». Тогда Панк-культуру Вашингтона, накрыла новая волна групп,
с разнообразным звучанием, ориентированных на тяжелую панк-музыку с мелодичным вокалом и вставками надрывного голоса в определенных моментах
Слайд 23
Visual kei (визуальный стиль)
субкультура, возникшая на базе японского
рока и глэма. Суть Вижуал Кей состоит в том,
чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Вижуал кей часто заимствует образы из японской мультипликации (аниме), изобразительного искусства (манга) и видеоигр как частей японской культуры.
Слайд 24
Фаны
Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется
это тем, что болельщики — одна из самых активных
подростковых групп в России.
группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они пропагандируют «чистый образ жизни».
среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге — «пьяница»), это — болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет, но есть и постарше.
Слайд 25
Байкеры vs. Мотоциклисты
Узкий круг «своих» принимал к себе
новеньких только после отбора, и исключительно тех, кто мог
отстоять свои убеждения кулаками. Сила и тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний вид становился все более устрашающим.
Это движение еще не до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшим доходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки без какой-либо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперь не ассоциируют.
Слайд 26
Рейверы
перевод слова «rave», означает «бредить», «бред».
рейверы — посетители
ночных клубов, и, надо заметить, недешевых.
Неудивительно, что эта
группа малочисленна по сравнению с теми, чьи увлечения требуют меньших затрат.
Слайд 27
Толкинисты - движение родилось благодаря увлечению молодежи ролевыми
играми.
Популярное среди толкинистов времяпровождение — «бои» с использованием
деревянного оружия;
могут они встречаться и для общения, обсуждения сценариев для следующих встреч, но неизменно ведут себя соответственно выбранным ролям, не выходя из образа.
Слайд 28
Диггеры
Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои
действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь.
имеют
нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра.
Слайд 29
Скинхеды ("бритоголовые") - радикальное молодежное движение, не
объединенное в рамках какой-либо организации, а разрозненное на множество
независимых друг от друга группировок.
большая часть российских "скинхедов" восприняла только внешний облик западных "скинхедов", предпочитая стиль «милитари»;
за рубежом "правые" (националисты) и "левые" "скинхеды" представлены приблизительно в равном количестве, хотя правые безусловно гораздо заметнее.
В России подавляющее большинство "бритоголовых" представляют собой либо националистически настроенную молодежь, либо футбольных фанатов.
Слайд 31
Антифа в России
Современные антифашисты в России представлены как
неформальными группами (которые называют себя "антифа"), так и организациями
(Молодежное правозащитное движениеСовременные антифашисты в России представлены как неформальными группами (которые называют себя "антифа"), так и организациями (Молодежное правозащитное движение, Сеть против расизма и нетерпимости, Международное общество "Мемориал"), разделяющими антифашистские идеи.