Слайд 2
План
Массовое общество и «человек массы».
Сущность и особенности массовой
культуры.
Массовая культура в России.
СМИ и массовая культура.
Противоречивость массовой культуры.
Слайд 3
Массовое общество и «человек массы».
Причины появления массового общества
на рубеже 19-20вв.
Переход к индустриальному обществу и стандартизации жизни
(оборудования, умений, спецодежды и т.д.)
Четкое деление времени на работу и досуг.
Появление спроса на товары и услуги для проведения досуга.
Слайд 4
Массовое общество и «человек массы».
Повышение образовательного уровня
Распространение СМИ
Массовое общество породило «человека массы» - главного потребителя
массовой культуры.
Его черты (по мнению испанского философа Х.Ортега-и-Гассета):
Безудержный рост жизненных запросов
Врожденная неблагодарность к тем, кто эти запросы удовлетворяет
Слайд 5
Массовое общество и «человек массы».
В 20 в. к
нему стали относить человека среднего класса.
Человек, подверженный унификации и
единообразию.
Слайд 6
Сущность и особенности массовой культуры.
Массовая культура –
это понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и
потребления.
Особенности:
Общедоступность.
Занимательность.
Серийность и тиражируемость.
Слайд 7
Сущность и особенности массовой культуры.
Особенности:
Общедоступность.
Занимательность.
Серийность и тиражируемость.
Пассивность восприятия.
Коммерческий
характер (показателем спроса выступают рейтинги)
Слайд 8
Массовая культура в России
Зародилась в России в конце
19в.
Причины:
Массовое фабричное производство и потребление
Меценатство (С.Мамонтов создал школу дизайна
в Абрамцево, Т.Морозов помогал предвижникам и т.д.)
Появление даггеротипа и телеграфа (фото, газеты, журналы)
Слайд 9
Массовая культура в России
Появление частных театров и актерских
трупп.
Распространение жанров детектива, любовного романа, приключенческой повести.
Под влиянием Западной
Европы модными танцами становятся кадриль, полька, вальс
Слайд 10
Массовая культура в России
Особенности:
Публичное искусство часто подвергалось критике
В
1920-1930-е гг. массовая культура опиралась не на средний, а
на низший класс, отвергая достаток, стабильность
Вобрала в себя ценности доиндустриального общества – колективизм, уравнительное распределение, аскетизм и др.
Слайд 11
Массовая культура в России
4) Смешение индустрии и политики
с агитацией (например, во время уличных шествий демонстрировался огромный
сапог фабрики «Скороход», под каблуком которого корчился «буржуй»)
5) В 1950-1960-е гг. «оттепель» в культуре означала ослабление цензуры под контролем КПСС.
Слайд 12
Массовая культура в России
6) В 1960-1980-е гг. развивается
сеть теле- и радиовещания, зависимость населения от рынка товаров
народного потребления. Появляются новые формы проведения досуга: туризм, любительская фотография, клубы по интересам.
7) В перестройку 80-х и в 90-е гг. активно внедряется рыночная культура.
Слайд 13
Массовая культура в России
Общее с Западом:
Широкое распространение визуальных
форм и жанров, которые теснят книжную культуру (кино, ТВ,
компьютерные игры)
Реклама
Популярность ценностей постиндустриального общества среди молодежи
Слайд 14
СМИ и массовая культура.
В 17в. Появились газеты и
журналы (в России – «Куранты», а в 18в. –
«Ведомости»)
В 19в. Возникло деление на качественную и массовую «желтую» прессу.
В 20в. появились радиостанции и ТВ
В конце 20-начале 21в. – Интернет, СМИ как «четвертая власть»
Слайд 15
СМИ и массовая культура.
Влияние СМИ на массовую культуру:
СМИ
способствуют глобализации и нивелированию культурных различий, утрате культурного своеобразия
народов
…росту массовой прессы, специализированных изданий
…развитию бульварной прессы, развлекательных жанров (около 60%)
…решающей роли ТВ и Интернета
Слайд 16
Противоречивость массовой культуры.
Черты:
Слайд 17
Противоречивость массовой культуры.
Слайд 18
Противоречивость массовой культуры.
Слайд 19
Закрепление
Параграф 35.
Задания на стр. 380-384