Слайд 2
А.И. Куприн. Фото 1913 и 1937 г.г.
Слайд 3
Страницы бурной жизни.
Борец Иван Заикин поднимает А.И. Куприна
и А.Н. Будищева. Фото 1913
Слайд 4
А.И. Куприн в водолазном костюме после спуска на
морское дно и Е.М. Куприна. Фото 1911
Слайд 5
А.И. Куприн перед подъемом на воздушном шаре. Фото
1911
Слайд 6
Пивной бар «Гамбринус» в Одессе.
Слайд 7
Оркестр «Гамбринус» 1910 года.
Слева направо:
Баянист Константин Вересковский,
Александр Певзнер
– «Сашка-скрипач»,
Пианист Игнат Вересковский.
Слайд 8
Рассказ Куприна «Гамбринус» появился в журнале «Современный мир»
в феврале 1907 года. А два месяца спустя Куприн
приехал в Одессу, пришел в «Гамбринус», расцеловал Сашку, одарил серебряным портсигаром, поднес журнал с трогательной надписью, просидел в дыму и музыке целый вечер и ушел вместе с ним. На улице Сашка по своему обыкновению купил у торговки связку бубликов, надел на шею и угощал встречных бродяг, подгулявших студентов и ночных красавиц.
Пришли к Сашке домой и пили там изрядный магарыч во славу Одессы, Александра Ивановича, Могилевской губернии, Сашки, его волшебной скрипки и только что родившегося сына Аркадия, Черного моря, пивного короля Гамбринуса и одноименного заведения.
Слайд 9
Рассказ Куприна быстро обрел собственную судьбу, удостоился одобрения
самого Л.Н. Толстого, был переведен на другие языки и
прочитан в других странах. Сашка же, как писал Куприн, «неизменно каждый вечер к шести часам сидел на своей эстраде со скрипкой в руках». Но в 1914 году, когда «Гамбринус» и вместе с ним Сашка не без влияния купринского рассказа превратились в своего рода достопримечательность Одессы, его завсегдатаи постепенно перекочевали в подвальчик «Тирольский грот» на Греческой улице, и вслед за ними ушел Сашка, так и не привыкший к такой громкой славе.
Слайд 10
Потом Сашку закрутило, понесло по Одессе: он играл
в иллюзионах «Ренессанс» на Прохоровской, «Океан» на Колонтаевской, подвальном
ресторане «Зимний сад» на Преображенской…
В 1919 году его скрипка еще звучала в кавказском погребке «Алла-верды» - на Ольгиевской улице вблизи Нового базара. В начале лета 1920 года Сашка в компании таких же, как он безработных, обнищалых и голодных музыкантов отправился в деревню в надежде сменять куяльницкую соль на хлеб, но на обратном пути заразился тифом и с трудом возвратился в Одессу. Отзвук Сашкиной славы и отзвук Сашкиной скрипки еще звучали в памяти современников…
Слайд 11
Скульптура "Сашка-музыкант" – детище скульптора Александра Князика, открыт
в 2001 году.
Прототип героя – легендарный скрипач из
повести А. Куприна "Гамбринус" Александр Певзнер – реальный человек, живший в Одессе в начале прошлого века.
Слайд 12
И, без сомнения, если не его имя, то
его живое обезьянье лицо и его скрипка вспоминались изредка
в Сиднее и в Плимуте, так же как в Нью-Йорке, во Владивостоке, в Константинополе и на Цейлоне, не считая уже всех заливов и бухт Чёрного моря, где водилось множество почитателей его таланта из числа отважных рыбаков.
Слайд 13
-Какие романтические традиции вы увидели в произведении Куприна?
необычный
опасный мир,
одинокий герой,
насыщенность событиями
Слайд 14
-В чем уже Куприн отступает от романтических традиций
ХIХ века?
герой некрасив(докажите текстом)
пространство колоритно, но в
отрицательную сторону, не вызывает эстетических чувств, замкнутое (найти в тексте прилагательные, характеризующие пространство)
Слайд 15
Найдите описание порта, флагов, людей, языков. Какую мысль
проводит автор этим описанием? Какова идея произведения?
Слайд 16
Сашкина музыка, революция, война, «Гамбринус».
Какие слова можно отнести
к явлениям жизни, а какие к явлениям смерти?
Ещё одна
антитеза в рассказе-противопоставление живого и неживого.
Слайд 17
Небольшой по объёму рассказ, а сколько общечеловеческих вопросов
в нём поднято. Каких?
-национальный вопрос;
-вечный вопрос еврейского народа;
-добра и
зла, жизни и смерти, подлости, предательства и высоты человеческой души;
-вопрос искусства, которое всё перетерпит и всё победит.