Слайд 2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целью курса является:
Обучение студентов
теории и практики использования институтов массовой коммуникации в PR.
Задачи курса:
Представить концептуальные подходы, описывающие медиапространство современного общества, его структуру и тенденции развития;
Рассмотреть правовые, технологические, экономические и психологические аспекты функционирования институтов массовой коммуникации;
Раскрыть технологию функционирования институтов массовой коммуникации как средств PR.
Сформировать социологический инстументарий исследования мааосвой коммуникации в PR деятельности
Слайд 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Тема 1. Массовая коммуникация в современном
мире
Тема 2. Теории массовой коммуникации
Тема 3. Средства массовой информации
и общество
Тема 4. Коммуникативное воздействие СМИ
Тема 5. Рекламная коммуникация
Тема 6. Интернет – современное коммуникационное пространство
Тема 7. Методология и методы социологических исследований в PR.
Тема 8. Количественные и статистические методы исследования массовой коммуникации.
Тема 9.Качественные методы в исследовании медиа-пространства.
Слайд 4
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Медиа. Введение./Под ред. А.Бриггза, П.Кобли;
пер. с англ. М.; 2005.
Черных А. Мир современных медиа.
М., 2007.
Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007.
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М . 2003.
Слайд 5
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Коммуникация — вид социальной практики
Роль массовой коммуникации
в современном мире
Модели коммуникации
Слайд 6
1. КОММУНИКАЦИЯ – ВИД СОЦИЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Слайд 7
КОММУНИКАЦИЯ
Передача информации (идей, образов, установок, оценок) от
лица к лицу, от одной культурной единицы к другой;
Канал, соединяющий участников обмена информацией;
Взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается;
Процесс передачи и приема информации.
Слайд 8
ПИРАМИДА КОММУНИКАЦИИ
Социэтальный уровень
(массовая коммуникация)
Институциональный / организационный
(политическая система или
бизнес-организации)
Межгрупповой или ассоциативный
(локальные сообщества)
Внутригрупповой
(семья)
Межличностный
(диады, пары)
Внутриличностный
(информационный процесс)
Слайд 9
ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ:
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие двух и более индивидов,
полностью детерминированное их межличностными связями и индивидуальными характеристиками и
независимое от групп принадлежности)
МЕЖГРУППОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам и независимое от их межиндивидуальных связей и личностных характеристик)
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (возникает на определенном этапе развития общества и определяется как процесс массового производства и массового распространения информации через технические средства – печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись и пр.)
Слайд 10
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Осуществление коммуникативных процессов
с помощью технических средств
Принципиальной доступностью
информации всем желающим
Массовой рассредоточенной аудиторией
Слайд 11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
«Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений
среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на
оценки, мнения и поведение людей»[1];
«Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации»[2].
[1] Философский энциклопедический словарь. М. 1989.С.344.
[2] Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Oxford: Polity Press. 1990. P. 219.
Слайд 12
ТЕХНОЛОГИЯ СМИ
1446 НАЧАЛО ВСЕГО:
Иоганн Гутенберг в Страсбурге изобрел
печатный станок, который позволял массово производить печатные
материалы.
1455 КНИГА
Иоганн Гутенберг
напечатал 42-строчную Библию, которая стала первой напечатанной книгой.
1690 ГАЗЕТА
Бен Харрис напечатал Publick. Первая газета в английских колониях.
1741 ЖУРНАЛ
Эндрю Брадфорд (Andrew Bradford ) напечатал American Magazine, и Бенджамин Фрэнклин (Benjamin Franklin)
напечатал General Magazine, первые журналы в английских колониях.
1877 ЗВУКОЗАПИСЬ
Томас Эдисон изобрел фонограф, который мог записать и воспроизвести звук.
1888 КИНО
Томас Эдисон и Уильям Диксон изобрели два приспособления - «кинетограф» («записывающий движение»,
снимающее устройство) и «кинетоскоп» («показывающее движение»)
1895 РАДИО
Гульельмо Маркони передал первое сообщение по радио волнам.
1927 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Фойло Фарнсуорт изобрел передающую электронно-лучевую труюку «анализатор изображения», которую он
присоединил к уже существующему приемному устройству.
1969 ИНТЕРНЕТ
Американский департамент обороны установил компьютерную сеть, которая стала Интернетом.
Слайд 13
СМИ И PR
Связи с общественностью можно рассматривать как
целенаправленную коммуникационную деятельность организации на установление позитивных отношений с
общественностью.
Основным инструментом создания позитивного образа в глазах общественности выступает контроль и управление информацией исходящей во внешнюю среду. СМИ в силу своей распространенности и потенциальной возможности охватить большие группы людей являются наиболее эффективным каналом трансляции такой информации.
СМИ обеспечивает широту и постоянство контактов социального субъекта и общественности. Поэтому образ, который транслируется СМИ – это и есть тот образ, который складывается в глазах общественности.
Слайд 14
МЕДИА РИЛЕЙШНЗ
Медиа-рилейшнз – работа со средствами СМИ, которая
направлена на формирование позитивного образа организации. Он в себя
включает:
производство и размещение в СМИ публикаций познавательно-событийного характера;
пресс-поддержка различных акций и кампаний;
организация пресс-туров;
создание информационных поводов с целью привлечения внимания средств информации
Слайд 15
2. РОЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Слайд 16
ФАКТОРЫ РОСТА ЗНАЧИМОСТИ СМИ
МОЩНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС – основное
средство передачи и источник информации для работы множества социальных
институтов;
ПРОСТРАНСТВО (или арену), где разыгрывается множество общественных национальных и международных событий;
ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК определений и отображения социальной реальности; а также пространство изменения и конструирования культуры и ценностей общества, различных социальных групп;
Основной ключ к СЛАВЕ и престижному статусу, а также к эффективному представлению на публичной арене;
Источник системы общественного порядка, которая обеспечивает критерии того, что НОРМАЛЬНО с публичной точки зрения.
Медиа представляют центр деятельности в свободное временя, соответственно, являются средством РАЗВЛЕЧЕНИЙ.
Медиа – огромная и развивающаяся ИНДУСТРИЯ, обеспечивающая занятость и множество потенциальных экономических выгод.
Слайд 17
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ, ПЕРЕДАЧИ, ХРАНЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИИ
Создание живого разговорного языка
Изобретение письменности
Книгопечатание
Изобретение телекоммуникационных систем, работающих на
основе электрических технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение)
Появление быстродействующей вычислительной техники и коммуникационных сетей (Интернет)
Слайд 18
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Информационное общество – это общество в основе
которого лежат знания.
Уровень развития стран определяется уровнем образования
населения.
Быстрое развитие современной экономики требует динамизма рабочей силы.
Слайд 19
ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Глобализация – сокращение расстояний, быстрый обмен
информацией
Дигитализация – отцифровка информации
Конвергенция – совмещение всех видов информации
в электронной среде.
Слайд 20
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Изменяются базовые парадигмы восприятия мира. Основные процессы, которые
оказывают влияние на это:
Преобладание перманентных изменений над состоянием стабильности
Индивидуализация единого исторического времени
Своего рода сокращение географических пространств
Глобализация содержания медиа
Слайд 21
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ «В ЦИФРЕ»
Газеты набираются на компьютере,
и в Интернете доступны их электронные версии.
Цифровое радио
позволяет увеличить количество частот, и его можно слушать через компьютер, подключившись к Интернету.
Телевидение также становится цифровым.
Процесс дигитализации становится очень важным моментом, который упрощает и облегчает доступ ко всем традиционным СМИ, в чем-то унифицирует, объединяет все СМИ.
Слайд 22
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Институт культуры и бизнеса
Основной источник информации
Инструмент организации
общественной жизни
Среда для развлечения, работы, покупки
Среда для реализации амбиций
Слайд 24
Исследователи разрабатывают различные модели для объяснения коммуникации. Каждая
модель, связанная с определенным контекстом, эпохой и научными проектами,
действует как перцептивный и когнитивный механизм, который изменяет реальность. Таким образом, любая модель позволяет видеть некоторые аспекты, но, обязательно, скрывая другие .
Слайд 25
МОДЕЛЬ К.ШЕННОНА
Отправитель
информации
Передатчик
Приемник
Получатель
информации
Сообщение
Сообщение
Сигнал
Сигнал
Источник шума
Слайд 26
Г. ЛАССВЕЛЛ
Кто
Что говорит
Контент-анализ
Изучение
коммуникатора
Анализ
Исследование
аудитории
Исследование
эффектов
По какому
каналу
Кому
С каким
эффектом
Коммуникатор
Сообщение
Средство
Приемник
Эффекты
Слайд 27
ОБРЯДОВАЯ ИЛИ ВЫРАЖАЮЩАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ) МОДЕЛЬ
Модель трансляции остается полезной
репрезентацией рационального и основного действия некоторых медиа и их
функций (в частности, новостных и рекламных медиа).Данная версия предполагает причинно-следственные отношения и однонаправленный поток.
Предлагается альтернативный взгляд на коммуникацию (называет его «ритуальным»), согласно которому: «коммуникация связана с такими терминами, как участие, распределение, ассоциация, членство, взаимное доверие… Ритуалистический взгляд акцентирует внимание не на распространении сообщений в пространстве, а утверждает сохранение общества во времени; не передача информации, а представление и поддержание веры и доверия».
Слайд 28
КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЫСТАВЛЕНИЕ НАПОКАЗ И ВНИМАНИЕ: МОДЕЛЬ РЕКЛАМЫ
Иногда основной целью массмедиа является не передача особой информации
и не объединение публики в некое выражение культуры, веры и ценностей, а просто привлечение и удержание визуального и звукового внимания
Слайд 29
КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ДИСКУРСОВ МЕДИА: МОДЕЛЬ ВОСПРИЯТИЯ
Суть
«подхода восприятия» состоит в определении атрибута и конструкции смысла
(распространяемого медиа) с точки зрения получателя. Сообщения медиа всегда «полисемичны» (имеют множество смыслов), они интерпретируются в соответствии с контекстом и культурой получателей.
Среди предвестников анализа восприятия – убедительный вариант критической теории, сформулированный Стюартом Холлом (1980), который подчеркивает стадии трансформации, которые проходят некоторые сообщения медиа от своих истоков до восприятия и интерпретации.