Слайд 2
Происхождение
Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно.
Песенки, похожие на них, распевали ещё бродячие артисты -
скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной. Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения.
Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила..."). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы.
В старинных песнях точное соблюдение размера и определенная последовательность рифм встречаются очень редко, частушке же они свойственны с самого начала. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет.
Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества. Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинцы, белорусы, поляки. У этих народов такие песенки появились раньше.
Слайд 3
Первые частушки
Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они
имели по восемь и более строк. Потом на короткое
время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.
В первой половине XIX столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша. Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного.
Слайд 4
О чем частушки?
Частушка - песенка молодежи. Поэтому
ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых
в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война... Красные и белые насмерть сражаются за свои идеи. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своем, о своей короткой молодости и любви.
В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое "яблочко".
Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим - нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин.
Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде.
Слайд 5
Частушка в наши дни
В современной деревне поют
немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как
не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки.
Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.
Поют частушки и школьники.
Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки - напевом, особым настроением, зачинами.
Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.
Частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская частушка. Город - не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на гулянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму свою деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крестьянским бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась просто в веселый задиристый стишок.