Слайд 2
Слава рукам, что хлеб пекут
Слайд 3
Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
Слава тем,
Кто хлеб
растил,
Не жалел
Трудов и сил!
(С.Погорельский)
Слайд 4
Слава о русском хлебе идет по всему свету.
Что может быть вкуснее душистого, с хрустящей корочкой каравая.
У
разных народов свой хлеб. В странах Юго-Восточной Азии хлебом служит рис, в тропиках Южной Америки – лепешки из корней маниоки, в некоторых странах Африки хлеб пекут из бананов. Наш народ печет хлеб из муки ржаной и пшеничной.
Труд хлебороба всегда стоял в центре внимания российского народа и по праву занимает это место. Ведь с хлебом связаны не только судьбы отдельных людей, но и судьбы нашей Родины.
Хлеб всегда доставался трудом и потом. Недаром жатву называют битвой за хлеб и считают, что выращивать хлеб – значит помнить о тех, кто голодает в мире. Поэтому хлеб – это экономика и политика, это источник жизни.
Хлеб – богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Это не преувеличение. В ломте хлеба – нелегкий труд колхозников. Невозможно не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Это бессонные ночи железнодорожников, мукомолов, хлебопеков. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо – хлеб?
Хлеб - мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей.
Хлеб незаменим. Хлеб содержит в себе все необходимые жизненные элементы и витамины.
Профессия хлебороба – не ремесло. Это искусство, которому суждены бессмертие и вечность. Говорят, у кого руки в земле, у того совесть чиста: у кого колос, у того и голос.
Слайд 5
Профессия хлебороба, как и профессия врача, признана служить
жизни и здоровью человека. Она сложна и многогранна, интересна
и увлекательна. В холод и в жару, в непогоду хлебороб борется за хлеб.
Слайд 6
Поскольку все полевые работы в настоящее время механизированы,
хлебороба можно назвать технологом по производству зерна.
Для получения высоких
урожаев осенью он лущит жнивье, поднимает зябь и пары, вносит удобрения, борется с сорняками, сеет озимые, ухаживает за ними. Зимой задерживает снег на полях для накопления влаги в почве, весной подкармливает озимые, готовит почву для посева яровых культур, затем сеет их.
Для этого ему нужно учитывать спелость почвы, уметь хорошо разделать и выравнить ее, знать способ и глубину посева, нормы и способы внесения удобрений, гербицидов.
В период созревания зерновых хлебороб убирает зерно, затем сушит, очищает его от примесей, сортирует и реализует, а семена хранит до следующего года. При этом он опирается на разные науки. Ему необходимо знать состав и свойства почвы, требования растений к факторам жизни, вредителей и болезни зерновых культур, сельскохозяйственную технику и многое другое.
Группа зерновых культур имеет наибольшее народнохозяйственное значение среди полевых культур.
Зерно используется как продукт питания, сырье для легкой и пищевой промышленности, концентрированный корм для скота и птицы, средство торговли.
Слайд 7
За эти годы посевы площади под зерновыми культурами
возросли. Изменилось размещение их по стране: посевы пшеницы
продвинулось далеко на север и восток. Получила широкое распространение кукуруза как важнейшая кормовая культура.
Расширилось производство зерна на орошаемых и осушенных полях. Возросла товарность производства. Люди очень уважают того человека, который выращивал хлеб.
Слайд 8
Мы, жители сельской местности, как никто другой знаем,
каких трудов стоит появление на столе ароматного каравая.
Как только
выйдешь за село, перед тобой открываются просторы полей. И какие просторы! Необъятные моря пшеницы доходят до самого горизонта и сливаются с голубым небом.
Слайд 9
Труд хлебороба очень трудоемкий и ответственный, но любовь
к нему коренится в характере русского человека. Наш народ
уважает только тех, кто честно трудится, «в поте лица добывает хлеб».
В нашем селе есть семьи потомственных врачей, учителей, пекарей, строителей; семьи, где все – от прадеда до правнука пошли по одной профессии.
Так и Скворцовы – семья потомственных комбайнеров. Дед, Скворцов Иван Гурьевич, стоял за штурвалом первого в колхозе комбайна. Его сын Петр тоже стал комбайнером. А теперь по стопам старших пошел и внук Николай.
С первого класса Коля помогал отцу и деду чинить комбайн, мечтая, очень скоро, он окажется на этой огромной чудо-машине в поле…
И вот однажды, когда все рабочие ушли на обед, Николай тихонько пробрался на комбайн и только хотел завести его, как дверь машины открылась, и мальчик увидел отца. Тогда средний Скворцов сказал: «Мал еще! Вот когда вырастешь…»
Вырос Николай, выучился и стал комбайнером… Потом пошел служить в армию. Отслужив положенный срок, Николай Петрович вернулся в родной колхоз.
Теперь младший Скворцов – бригадир. Дисциплина в его бригаде образцовая. Техника в таком порядке, что хоть прямо сейчас на парад.
Слайд 10
Как капитан на мостике корабля, сидит Скворцов на
площадке комбайна. Николай поворачивает штурвал и направляет машину к
хлебному полю. Впереди вращается длинная катушка – мотовила комбайна. Оно захватывает стебли колосьев и прижимает их машине для стрижки.
Состриженные колосья отправляются внутрь комбайна, молотилка их молотит, выбивает зерна. Потом веялка сдувает с зерен шелуху. И вот уж прямо на ходу бесконечна струя чистого зерна по желобу льется из бункера комбайна в кузов едущего с ним рядом грузовика.
Слайд 11
Кончилась страдная пора. И Скворцов «до косточки» перебирает
свой комбайн, меняет старые детали, смазывает каждую гайку. «Меня
дед учил, что комбайн любит ласку, чистоту и смазку!» - всегда говорит Скворцов – младший.
Так и трудятся круглый год, внук комбайнера, сын комбайнера, сам комбайнер. Работают на совесть, чтобы мы были с хлебом.
Слайд 12
Наш край богат и неповторим. Сердце края полностью
и безраздельно отдано его величеству хлебу. Этот ценнейший продукт
является вечным символом благополучия и достатка. Румяный каравай ставят на самом видном месте в праздники, семейные торжества, дарят героям страды, напутствуют им молодоженов…
Не каждый может испечь пышный, вкусный каравай. Для этого требуется особое, трепетное отношение.
В нашем селе есть хлебозавод. Там трудятся умелые пекари. Среди них есть и моя тетя. Зовут ее Ильина Галина Мефодьевна. Вот уже много лет она печет вкусный, теплый хлеб, вкладывая в него свою добрую душу и любовь к людям.
Слайд 14
Хлебом-солью встречали издавна на Руси дорогих гостей. Поэтому
в народе говорили: «Хлеб – всему голова!»
На Руси хлеб
всегда считался самым главным богатством. Неурожайные на зерно годы называли голодными, даже если мясо и рыбы было вдоволь.
Во все времена к труду пекаря на Руси относились с особым почтением. Раньше людей называли просто Федька, Гришка, Петька. Мастеров – хлебопеков величали уважительно – Федор, Григорий, Петр.
Много разных видов хлеба было на Руси. Однако словом «хлеб» чаще называли тот, что пекли из ржаной муки. Ржаной, «черный», хлеб был сытнее пшеничного, белого, к тому же дешевле его. Да и рожь в старину называли житом (от слова «жить»). Ведь если есть хлеб, есть жизнь!
Из пшеничной муки пекут просфоры (хлеб для совершения церковного таинства) и калачи.
Прошли века, но и в наши дни хлеб считается важной пищей для человека. Теперь пекут хлеб специальные машины. Но как бы легко ни давался хлеб, не забывайте главного: чем бережнее мы будем относиться к хлебу, тем благополучнее станет наша жизнь.
Когда я беру в руки свежую буханку и вдыхаю тончайший, ни с чем неповторимый аромат, вспоминаю о великом труде всех тех, кому мы обязаны хлебом. Сутками пропадающие в полях, не знающие отдыха и покоя до тех пор, пока последний колосок не будет обмолочен – в этих людях сила и залог успеха. Не зря гласит народная мудрость – «Хлеб – всему голова!»
Слайд 15
После окончания хлебоуборочной страды, труженики могут перевести дух
и со всей русской широтой отпраздновать успехи!
Мы с гордостью
и восторгом всматривались на празднике «Урожай – 2009! В красивые и одухотворенные лица виновников торжества: трактористов, комбайнеров, шоферов, поваров… Они пускались в пляс и пели песни вместе с артистами. «Пусть все видят, что мы не только работать умеем, но и отдыхаем всем на зависть!»
Лучшие хлеборобы были награждены премиями и ценными подарками. Среди них были отцы и старшие братья моих одноклассников.
Пройдет всего несколько лет… Мы окончим школу, получим профессии и вернемся в родное село, чтобы пахать землю, сеять пшеницу, печь хлеб…
Слайд 16
Хлеб сближает людей, объединяет народы. У народов нашей
страны бытует немало добрых обычаев, связанных с хлебом. Вот
наиболее распространенные из них.
Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома.
Хлебом-солью он приветствует молодоженов, вернувшихся домой из Дворца бракосочетаний.
Слайд 17
Хлеб-соль несут на покрытом белом подносе трепетно и
торжественно, как нечто дарующее жизнь. Получивший этот дар целует
хлеб, отламывает кусочек, макает в соль и съедает, как величайшую ценность. Когда вручают хлеб-соль, все очень серьезны. Это священнейший акт дружбы. Лишь после него начинается шумное веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Такой обычай пришел из глубины веков, из глубины человеческих сердец.
Слайд 18
Чуваши всегда отличались трудолюбием и особым гостеприимством. «Кто
бы ни зашел в дом, его ни в коем
случае не отпускали, не угостив. Если же ничего, кроме черного хлеба, у хозяев не оказывалось, то они делили с гостем и этот последний кусок хлеба. Обязательно подавали крестьяне нищим – кусочек хлеба или щепотку муки. Распространенная чувашская пословица – «Шанса килекене ашатса яр, высса килекене тарантарса яр» (Продрогшего отогрей, голодного накорми) – звучит как важная заповедь»,- пишет исследователь народной педагогики профессор Г.Н.Волков.
Эту черту гостеприимства подчеркивают и чувашские писатели. «Чуваш – народ гостеприимный, - рассказывает народный писатель Чувашии Н.Ф.Ильбеков в книге «Черный хлеб».
Интересны высказывания другого известного писателя республики Анатолия Емельянова. Он пишет, что «издревле чуваш знал цену хлеба. Поспорит ли он, доказывает ли свою правоту, ил клянется – берет кусочек хлеба, круто посыпает его солью и съедает при всех. И это самая святая клятва. У чувашей поверье: солгал при клятве на хлебе – рано или поздно, а беды не миновать».
Хлеб всегда доставался народу в напряженном труде. И поэтому чувашский поэт Василий Митта преклоняет голову перед хлебом: «И будь вовек благословен, хлеб ржаной, просоленный потом».
Уважение хлебу чуваши издревле передавали от поколения к поколению и хлебороб всегда оставался в народе почетом.
Слайд 19
Высказывания и мысли о хлебе
Хлеб – одно из
крупнейших открытий в истории человечества. Он настолько нужен человеку,
что, едва родившись на свет. Мы уже не можем без него обойтись. И так всю жизнь.
В.Н.Ремесло.
Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба. (А.С.Пушкин)
Хлеб – это жизнь, он вечен, как мать, как Родина… Вслушайтесь в слово «страда». Оно дышит огнем, зноем боя. Земледелец как солдат на войне. Войны нет, но хлебный фронт никогда не кончается. ( Р.Г.Гамзатов)
Кто забывает, что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожить хлебом.
(В.А.Сухомлинский)
Хлеб в понятии отца был одним из священнейших плодов человеческого труда. И чтоб понять ему цену, нужно уметь его выращивать. И еще советовал любить землю. От нее, дескать, идет сила, жизнь человека. ( Андриян Николаев)
Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого. (Жюль Верн)