Слайд 4
Что такое игровая зависимость?
На фоне неблагополучных детей компьютерные
игроманы выглядят вполне невинно: на улице не пропадают, ведут
себя тихо и спокойно, из поля зрения родителей исчезают очень редко. Тогда в чем проблема? А в том, что постепенно игры вытесняют все другие занятия: сначала ребенок перестает гулять, потом сводится на нет его живое общение с друзьями и сверстниками – остаются лишь чаты, сетевые игры и перезвоны для совместного прохождения игровых уровней. Про учебу и говорить нечего. Захожу в десятый класс во время урока – учительница объясняет материал практически в полной тишине. Слышен только странный шелест и отдельные возгласы, явно не относящиеся к теме: у каждого второго под партой портативные игровые консоли. Какая уж тут физика!
Слайд 5
Компьютерная зависимость => Игровая зависимость
Термин «компьютерная зависимость» определяет
патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за
компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Слайд 6
Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей:
Интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с
проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.
Слайд 7
Стадии развития зависимости
Существует 4 стадии развития психологической зависимости
от компьютерных игр:
1.Стадия легкой увлеченности.
На этой стадии человек
получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции.
Слайд 8
2.Стадия увлеченности.
Игра в компьютерные игры на этом
этапе принимает систематический характер.
Слайд 9
3. Стадия зависимости.
Эта стадия характеризуется не
только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды
потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями — в ценностносмысловой сфере личности.
Слайд 10
4. Стадия привязанности.
Эта стадия характеризуется угасанием игровой
активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в
сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Слайд 11
Всё за компьютер!
Если младшие и средние школьники просиживают
штаны в ущерб активным действиям, то с подростками и
молодыми людьми все гораздо сложнее. У них пропадает мотивация к любой другой деятельности (включая общение с противоположным полом, поступление в институт и работу), кроме компьютерно-игровой. Вот тут родители и начинают бить тревогу: вместо того чтобы готовиться к поступлению в вуз, ребенок круглосуточно бьет орков. Даже расставание с любимой не способно вернуть к действительности: ваш сын может просто не заметить, что подруга две недели не звонит и не приходит. Один восемнадцатилетний юноша мне как-то сказал: за игрой время летит настолько незаметно, что можно присесть на полчасика, а встать на следующие сутки. Весьма похоже на то, что говорят посетители казино, не правда ли?
Слайд 12
Возвращение к жизни
– Володенька, погуляй во дворе. Денек-то
какой славный, солнечный, – предложила мама.
– Завтра пойдем на
рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы.
Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!
– Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки.
– Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.
Слайд 13
– Я сейчас выключу электричество и всех твоих
врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка.
«Что делать? Если бабушка
выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустила в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.
Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал.
Слайд 14
Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал
и лег на траву возле каменной стены.
«Странно, здесь нет
запахов», – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.
– Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера.
– Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.
– Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись…
Слайд 15
– Я больше не хочу драться. Если бы
ты знал, как хорошо на речке летом, в воде
плескаться.
– Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится.
– Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик.
– Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос.
– Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.
– Ты должен драться…, – голос компьютера задрожал и попросил:
– Расскажи мне про рыбалку.
– Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл.
– Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ
Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.
Слайд 16
Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой
испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом
халате.
– Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама.
– Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома.
Володя испуганно подскочил:
– Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.
– Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор.
– Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну.
Слайд 17
Физические признаки игровой зависимости
Физические признаки игровой зависимости представлены
нарушениями со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром
«сухого глаза»), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки), пищеварительной системы (нарушение питания, хронические запоры, геморрой). Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызываются длительным нахождением за компьютером. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером