Слайд 2
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
«КУЛЬТУРА»
Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано
английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это
некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" . Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.
Слайд 3
Чтобы получить представление о многозначности понятия "культура", обратим
внимание на ряд определений, предложенные некоторыми учеными Европы и
США:
комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор);
"каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе" (Ф. Энгельс);
"социальное наследование" (Б. Малиновский);
"культурный аспект охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения" (П.. Сорокин);
Слайд 4
КУЛЬТУРА
"организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов,
идей и чувств, которые состоят из символов или зависят
от их употребления" (Л. Уайт);
"то, что отличает человека от животного" (В. Оствалъд);
"процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные фазы этого процесса" (Э, Кассирер);
"совокупность интеллектуальные элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающие некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать "памятью мира" и общества - памятью, материализированной в библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).
Слайд 5
В отечественной культурологии основными являются следующие определения:
культура
охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном
значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский);
культура "ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О "совокупность материальных и духовных ценностей";
"способ человеческой деятельности" (Э. Маркарян);
"знаковая система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);
Слайд 6
КУЛЬТУРА
"воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе);
"состояние духовной жизни общества"
(М. Ким);
"культура в современном понимании есть совокупности материальных
и духовных предметов человеческой деятельности" (Э. Соколов);
"система регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов);
"культура как система духовного производства охватывает сознание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентацией - все то, что составляет духовный мир общества и человека" (Б. Ерасов).
Слайд 7
Итак, культура -
это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования
опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах,
орудиях и передаваемый из поколения в поколение.
Слайд 8
Основные культурологические школы
а) символическая школа
Главным, с точки
зрения этой школы, во всякой культуре является то, что
она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.
Слайд 9
Основные культурологические школы
б) натуралистическая школа
Представители этого направления пытаются
объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия
человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.
Слайд 10
Основные культурологические школы
в) психологическая школа
С точки зрения этого
направления культуры - это душа народа, "дух" народа.
Слайд 11
Основные культурологические школы
г) социологическая школа
Объединяет тех ученых, которые
ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе
и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.
Слайд 12
Основные культурологические школы
г) аксиологическая школа
Это направление является самым
распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить
толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.
Слайд 13
Функции культуры
1.Аккумуляция родового опыта.
2. Функция гносеологическая, познавательная.
Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве,
культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.
Слайд 14
Функции культуры
3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта
Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма
передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.
4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.
Слайд 15
Функции культуры
5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию.
Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых
моралью и правом.
6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.
Слайд 16
Функции культуры
7. Функция "психологической разрядки" - как бы
противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки
- это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.
Слайд 17
Функции культуры
8. Главной функцией является гуманистическая функция
Культура облагораживает
человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия,
милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.
Слайд 18
2 круга исследования
понятия «культура»
1) Культура как поступательное движение,
обусловленное накоплением традиций, обновляющихся творческим импульсом (Д. С. Лихачев,
Ю. М. Лотман, В. С. Библер, Л. Н. Баткин, Н. С. Злобин)