Слайд 2
СИММЕТРИЯ
в русском орнаменте
Слайд 3
"Человек по природе своей - художник. Он всюду,
так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту.
Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду." М.Горький
Слайд 4
Наша страна богата талантами. Многие виды народного
искусства широко
известны и высоко ценимы не только
у нас, но и
за рубежом. Это палехская и мстерская миниа-
тюра, расписные матрешки Полхова Майдана, богород-
ская деревянная игрушка, жостовские подносы и многое,
многое другое.
В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине,
на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих по-
верий и легенд, народного эпоса и сказок. Каждый из нас
хотя бы раз в жизни видел вышитое полотенце, русскую
рубаху, расшитый узорами девичий сарафан…Как нам
сохранить и оставить для потомков эту красоту? Для
этого надо суметь многое понять в нашем прошлом.
Почему старинные русские орнаменты выглядят такими
нарядными, что обозначают вышитые непонятные птицы,
деревья, диковинные цветы и травы, по каким законам
выстроен сам орнамент – на эти и некоторые другие во-
просы я попытался ответить в своей работе.
Слайд 5
Симметрия в геометрии – свойство
геометрических фигур.
Точки А
и А1 называются
симметричными относительно
Точки О (центр симметрии),
если
О – середина отрезка АА1.
Точка О считается симметричной
самой себе.
Точки А и А1 называются симметричными
относительно прямой «а»(ось симметрии),
если прямая «а» проходит через середину
отрезка АА1 и перпендикулярна к этому
отрезку. Каждая точка прямой «а» считается
симметричной самой себе.
Точки А и А1 называются симметричными
относительно плоскости «альфа»(плос--
кость симметрии), если плоскость «альфа»
проходит через середину отрезка АА1 и
перпендикулярна к этому отрезку. каждая
точка плоскости «альфа» считается симмет-
ричной самой себе.
Слайд 6
Точка(прямая, плоскость) называется центром
(осью, плоскостью) симметрии фигуры, если
Каждая точка фигуры симметрична относи-
тельно нее некоторой точке той
же фигуры.
Если фигура имеет центр(ось,плоскость) сим-
метрии, то говорят, что она обладает цен-
тральной (осевой, зеркальной) симметрией.
Фигура может иметь один или несколько
центров (осей, плоскостей) симметрии.
Симметрия – это определенный пространст-
венный порядок, математически точная за-
кономерность в расположении предметов
кли их частей.
Слайд 7
В искусстве симметрия получила распрстра-
нение как один из
видов гармоничной компози-
ции. Она свойственна произведениям архитек-
туры и декоративно-прикладного
искусства.
Симметрия является своеобразной мерой кра-
соты и гармонии окружающего нас мира.
Выдающийся математик 20 века Герман Вейль
в своей работе «Симметрия» уделил особое вни-
мание орнаментальной симметрии. Он показал,
что в основе принципов любой орнаментальной
композиции лежат общие положения фундамен-
тальных математических структур, и связал
орнаментальную симметрию с дискретными
группами движений на плоскости.
Слайд 8
Существует несколько видов симмет-
рии. Чаще всего мы встречаемся
с
зеркальной симметрией. Она присуща
телу человека и большинства
живот-
ных, многим предметам, которыми мы
пользуемся, широко применяется в
искусстве.
Если какой-либо предмет или плоскую
фигуру можно разделить плоскостью
на две половины таким образом, что-
бы одна половина, отразившись в этой
плоскости, как в зеркале, повторила
другую, то они обладают зеркальной
симметрией. Зеркальная симметрия
бытовых предметов подчеркивается
орнаментом, построенным по тому
же принципу. Плоскости симметрии
предмета и орнамента совпадают.
Слайд 9
Например, эта декоративная вырезка
из бумаги, созданная народным масте-
ром.
Орнамент вырезан из сложенно-
го вдвое листка цветной бумаги –
простейший способ добиться зеркаль-
ной симметрии.
Слайд 10
Еще один вид симметрии, посто-
янно встречающийся в народном
творчестве
– перенос или
трансляция. Симметричные эле-
менты могут быть совмещены
друг
с другом при перемещении
вдоль прямолинейной оси на
отрезок определенной длины.
Каждый из рисунков этих орна-
ментов состоит из ряда одина-
ковых изображений. Можно ска-
зать, что эти рисунки образова-
ны повторением определенного
мотива или его переносом на
равные отрезки.
Слайд 11
Орнамент – огромная и очень
своеобразная область художест-
венной
культуры. По определе-
нию, это узор, состоящий из
повторяющихся ритмически упо-
рядоченных
элементов. Он пред-
назначен для украшения различ-
ных предметов (посуды, текст.
изделий,оружия и т.д.) архитек-
турных сооружений, произведе-
ний прикладного искусства. Он
связан с поверхностью (плоско-
стью), которую украшает и зри-
тельно организует, а своей фор-
мой и цветом выявляет и подчер-
кивает особенности предмета,
природную красоту материала.
Слайд 12
Основной признак орнамента как средства
украшения – подчиненность
образу, форме и
назначению украшаемого предмета.
Орнамент не может существовать
самостоятельно, вне этого предмета. В
построении орнамента обычно используют
принцип симметрии, приемы ритмических
повторов одного или нескольких элементов
(раппорт). Орнамент можно продолжить в
обе стороны, даже если его первоначальная
композиция ограничена, замкнута.
Элементы, образующие орнамент, могут
более или менее точно воспроизводить
действительность, но чаще всего
подвергаются переработке, стилизации,
декоративному обобщению.
Слайд 13
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРНАМЕНТА
В СОВРЕМЕННОМ
СЦЕНИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ
Слайд 15
В народном творчестве, где орнамент нашел наиболь-
шее распространение,
постепенно складывались устой-
чивые формы и принципы построения орнамента, во
многом определившие национальные художественные
традиции разных народов. Каждая эпоха, каждый стиль
в архитектуре, каждая национальная культура вырабо-
тали свою систему орнамента (мотивы, формы, распо-
ложение на украшаемой поверхности), поэтому часто
по орнаменту можно определить, к какому времени и к
какой стране относится то или иное произведение
искусства. Русский орнамент (наряду с историческим и
культурным значением) особенно интересен в этом
смысле, так как имеет своеобразные математические,
цветовые и символические особенности.
Слайд 16
Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера
хорошо знали
о воздействии цвета не только на зрение, но и
на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом
в сознании человека нередко ассоциируются определенные явле-
ния, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы
в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному
цвету. Именно с ним связывается представление о радости, ве-
селье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассо-
циации с солнцем, источником всего живого на Земле.
Слайд 17
Высокого развития достиг орнамент в средневековой Руси.
Для русского
орнамента характерны как геометрические и
растительные формы, так и
изображения птиц, зверей и
человеческих фигур. Во взаимном расположении повторяю-
щихся фигур русского орнамента в основном участвуют
всего три вида симметрии: 1 – это последовательное распо-
ложение в линию - переносная симмметрия
Слайд 18
Зеркальное отражение – зеркальная симметрия
Слайд 19
И поворот вокруг общего центра – поворотная симметрия.
Количество
фигур в полном обороте определяет порядок по-
воротной симметрии. В
орнаменте на плоскости встречает-
ся поворотная симметрия 2-го, 3-го и 6-го порядков. В соот-
ветствии с порядком поворотной симметрии фигуры орна-
мента относительно друг друга повернуты на 180, 120, 90 или
60 градусов.
Слайд 20
Считается, что орнаменты, сочетающие зеркальную и по-
воротную симметрии
4-го порядка, вызывают состояние
покоя. Прямые углы по опыту
людей отвечают устойчиво-
му равновесию: спокойная водная гладь и отраженные в
ней вертикальные стволы деревьев, угол между полом и
стенами в комнате, прямоугольные формы зданий.
Слайд 21
Давно замечено, что в вы-
шивках нет ничего случай-
ного.
В основу древнесла-
вянского орнамента легли
универсальные представ-
ления наших далеких пред-
ков
о мире. Эти представ-
ления нашли отражения в
мотивах, характерных для
русского орнамента и рус-
ких узоров. Эти символы с
скрывают особый смысл,
который мы, к сожалению,
уже не всегда можем прочи-
тать.. В орнаменте человек
выразил свои представления
о космосе, жизни, любви к при
роде и человеку, о счастье.
В народном творчестве
мотивы орнамента запечат
лели поэтическое отношение к миру.
Слайд 22
Для русского орнамента характерными являются также
мотивы:
"обереговых "знаков ,
которые наносились на одежду,
предметы быта и различные детали жилища;
мотивы
"плетенки", которые трактовались как знаки
воды;
- мотив древней богини Мокоши (как представление о
Великой Праматери);
-мотив "древа жизни";
-мотивы "солярных" (солнечных) знаков.
Так, например, прямая линия в орнаментах многих наро-
дов означает землю, а волнистая – воду. Сочетание
этих линий, расположенных горизонтально в русском
орнаменте - символ "мать-сыра земля", расположенных
вертикально или горизонтально – символ дождя. Ромб –
символ поля, точка в нем – зерно, а в целом - символ за-
сеянного поля.
Слайд 24
Заклинательным обереговым орна-
ментом украшались все проемы, че-
рез которые
могли проникнуть к че-
ловеку злые духи. Важно было защи-
тить
те места, где кончалась закол-
дованная ткань одежды и начиналось
тело человека – рукава, плечи и во-
рот обычно расшивали красными
нитками. Часто украшали и подол.
Сама ткань считалась непроницае-
мой для духов зла, т.к. в ее изготов-
лении участвовали предметы, изо-
бильно снабженные магическим ор-
наментом (трепало, прялка, ткац-
кий станок).
Слайд 25
Завершает ансамбль русского костю-
ма головной убор. У девушек
это
может быть только перевязка, остав-
ляющая верх головы не закрытым,
а
замужние женщины носили кокош-
ники, расшитые золотой нитью и
речным жемчугом.
Слайд 26
В качестве оберегов часто высту-
пают фигуры с центральной
сим-
метрией, например круг и правиль-
ный шестиугольник. У древних
славян
эти фигуры являлись обе-
регами от грозы, они называются
"солярными " знаками. Движение
солнца передают в орнаменте зна-
ком, который нам известен как
свастика. Для солнечных знаков
характерна поворотная симмет-
рия разного порядка. Наиболее рас-
пространенными являются круг,
разделенный радиусами на равные
секторы, а также круг с крестом
внутри. "Бегущее" солнце изобра-
жает круг с расходящимися от
центра дугообразными линиями.
Слайд 27
Земля изображалась прямоугольником,
разделенном диагоналями на 4 части,
с повторяющимся
в них рисунком.
Здесь также мы наблюдаем осевую
симметрию в сочетании
с централь-
ной. Эти же виды симметрии преоб-
ладают в изображениях растительно-
го мира.
Слайд 28
Водная стихия представ-
лена обычно рядами чер-
точек и точек,
воспроиз-
водящими дождевые кап-
ли и зигзагообразными
линиями (пример перенос-
ной симметрии). Такой
мотив
типичен для налич-
ников окон.
Слайд 29
Таким образом, описание
отдельных русских орна-
ментальных мотивов и
схемы их
расположения на
деталях жилища, предме-
тах украшения, одежды и
быта наглядно
демонстри-
рует присутствие в них
центральной, поворотной,
переносной, осевой и зер-
кальной видов симметрии,
которые являются причи-
ной эстетической привле-
кательности русского ор-
намента.
Слайд 30
К сожалению, до наших дней сохра-
нился только единственный
пред-
мет из языческого прошлого – это
рушник. Он без перерыва
тради-
ции используется в народном бы-
ту по своему прямому назначению
защищать святые углы, божни-
цы, дверные и оконные проемы,
свадьбы, праздники, похороны
своими магическими изображени-
ями и оберегами от сглаза, "уро-
ка" и любой порчи и быть приста-
нищем душ умерших родичей. Во
многом именно благодаря сохра-
нившимся в русских деревнях
рушникам со старинной вышив-
кой мы можем совершить экскур-
сию в наше далекое прошлое.
Слайд 31
Перед вами авторские работы,
выполненные
Васильевой
Александрой
Ивановной,
матерью
педагога
И. М.
Колычевой
Слайд 37
Чтобы народное искусство жило, нужно, чтобы оно находилось
в
чутких руках. Все тоньше и тоньше нити, связывающие нас
с
искусством далеких предков. Вот и древнерусский орнамент
может уйти из нашей жизни, лишив ее чего-то важного.
Равнодушие неизбежно приводит к потерям, а терять духов-
ные, художественные традиции народа мы не имеем права.
Именно уважение к этим традициям называется патриотиз-
мом, с него начинается в нас чувство Родины.