Слайд 3
Пятиглавый храм крестово-купольного типа, поставленный на высокий подклет
и окруженный с трех сторон галереями, с крыльцом
Паперть -
крыльцо, площадка перед входом в православную церковь.
Слайд 4
Облик храма отличается строгостью пропорций
Шатровое крыльцо с
широким лестничным маршем
опирается на кувшинообразные столбы
Притвор, пристройка с
западной (часто также с северной или южной) стороны храма.
Слайд 5
Архитектура храма
Закома́ра (от др. русского комара — свод)—полукруглое
завершение наружного участка стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к
ней внутренний цилиндрический свод.
Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником.
Слайд 6
Апсиды
Апсиды* венчает карниз с поребриком и арочками. Подобный
декор подчеркивает суровую монументальность стен.
* Выступ здания, полукруглый, гранёный
или прямоугольный, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом
Слайд 7
Верха храма
Собор занимает доминирующее положение в ансамбле Ипатьевского
монастыря благодаря своей монументальности и щедрой декоративности.
Слайд 8
Купола
Купола собора хорошо обозримы издали. Барабаны церкви украшены
аркатурой, а позолоченные главы крыты под лемех. Первоначально они
были покрыты белым железом.
Слайд 9
Звонница
Восьмитонный колокол, установленный
на звонницу Троицкого собора
Ипатьевского монастыря, называется "Царь Михаил»
Слайд 10
Стенопись сплошным ковром покрывает весь четверик Троицкого собора.
Над западным порталом расположены фрески на сюжеты
из Деяний Апостолов.
Слайд 12
Оформление интерьера Троицкого собора
Собор Троицы Живоначальной.
Слайд 13
«О Тебе радуется»
Роспись «О Тебе радуется» занимает особое
место во фрескахРоспись «О Тебе радуется» занимает особое место
во фресках Троицкого собора: артель Гурия Никитина расположила ее в центральной апсиде — на самом видном месте в храме. Композиция «О Тебе радуется» была настолько важна для богомольцев, что она была написана еще раз на стене северной паперти.
Слайд 14
Михаил Фёдорович и Алексей Фёдорович Романовы
Артель Гурия Никитина
не могла не польстить российским государям и благодетелям Ипатьевского
монастыря. Во фресковой росписи Артель Гурия Никитина не могла не польстить российским государям и благодетелям Ипатьевского монастыря. Во фресковой росписи на юго-западном столбе четверика Троицкого собора они изображены не только в церемониальном царственном облачении с державой и скипетром, но и как святые с нимбами. Хотя ни тот, ни другой никогда не были канонизированы русской православной церковью.
Слайд 15
«Видение Иоанна Лествичника»
Фресковая композиция «Видение Иоанна Лествичника» носит
символический характер. Ее смысловой центр — лестница, воплощающая непрерывное духовное
очищение и нравственное самосовершенствование монахов.
Слайд 16
«Страшный суд»
По канону церковной росписи «Страшный суд» писался
на западной стене самого храма; в XVII столетии его
все чаще выносят на западную галерею, чтобы верующие, входя в церковь, помнили о приближающемся втором пришествии Христа
Слайд 17
«Новозаветная Троица»
В верхней части «Страшного суда» помещена «Новозаветная
Троица» с изображениями Бога Отца, Иисуса Христа и Духа
Святого в виде голубя. Большой Московский собор (1666—1667) запретил писать «Новозаветную Троицу», так же как и Бога Отца Саваофа в любых композициях, ибо Он непознаваем и невидим. Но иконописные традиции были настолько сильны, что подобные изображение продолжали создаваться и создаются вплоть до наших дней.
Слайд 18
Царское место
в Троицком соборе
Слайд 19
Иконостас Троицкого собора
Он состоит из ярусов, разделенных резными
карнизами, между иконами поставлены колонки и резные кронштейны. В
искусных руках резчиков дерево превратилось в виноградные лозы с гроздьями, бусинки, растительную плетенку и завитки. Резьба позолочена, плоские фоновые части окрашены суриком. Большие резные тумбы установлены вокруг столбов.
Слайд 20
Иконостас
Иконостас годуновского времени, представление о котором
дает монастырская опись 1612 года, был своего рода хранилищем
их иконных вкладов. Иконы писали лучшие костромские мастера во главе с Василием Ильиным.
Резной деревянный иконостас собора воздвигнут в 1756-1758 годах костромскими резчиками "Петром Золотаревым с артелью".
Слайд 22
В подклете храма находится усыпальница: здесь похоронены отец
и мать Бориса Годунова.
Слайд 23
Троицкий собор сегодня
В январе 1991 года впервые за
многие десятилетия в епископ Костромской и Галичский Александр совершил
в Троицком соборе Божественную литургию. В настоящее время Троицкий собор совместно используется Костромской епархией и музеем-заповедником: в заранее согласованные дни (в частности, как правило, на второй день празднования Рождества Христова, в понедельник Светлой седмицы, в День Святого Духа) в соборе совершается Божественная литургия, в остальное время он доступен для верующих лишь как часть музейной экспозиции.
Освящение колокола «Царь» на звоннице Троицкого собора
Слайд 24
Освящение придела во имя преподобного Михаила Малеина 27
ноября 2010 года