Слайд 2
Флорентийская школа
– одна из ведущих итальянских
художественных школ эпохи
Возрождения с центром в городе Флоренция.
В XV в. основоположниками искусства Ренессанса во Флоренции выступили
живописцы Мазаччо, Андреа дель Верроккьо,
Паоло Уччелло, Гоццоли, Фра Анджелико, Доменико Гирландайо, Филиппо Липпи,
Сандро Боттичелли
Для изобразительного искусства Флорентийской школы XV в. Характерны:
увлечение проблемами перспективы,
Библейские образы преобретают черты современников
Возрождение сюжетов античной мифологии
- стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры
– особая одухотворенность и интимно-лирическая
созерцательность
Искания мастеров XV в. завершили великие
художники Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело, поднявшие
художественные искания Флорентийской школы на новый качественный уровень.
Слайд 3
Мозаччо, 1401–1428
Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, росписи
капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции
(между 1425 и 1428 гг.) посвящены в основном истории апостола Петра "Изгнание из Рая"
использует светотеневую моделировку и воздушную перспективу для создания ощущения реального пространства.
Фигуры людей соотнесены по масштабу с
окружающим их пейзажем, их движения естественны.
-Правильные пропорции изображенных на росписях
фигур свидетельствуют о знании анатомии
человеческого тела.
Мазаччо. Изгнание из рая.
1425—1428
Воскрешение сына Теофила
и Святой Петр на кафедре. 1425—1428
Слайд 4
Фреска «Чудо со статиром»
Мазаччо выстроил фигуры персонажей вдоль
горизонтальной линии, однако группа апостолов в центре образует явный
полукруг. Круг символизирует геометрическое совершенство и законченность. Все персонажи фрески наделены яркой индивидуальностью, в них воплощены разные человеческие характеры. Их фигуры одеты в туники на античный манер – с перекинутым через левое плечо окончанием. Только Пётр, доставая монету из пасти рыбы, снял и положил тунику рядом, чтобы не испачкать. Позы персонажей напоминают позы греческих статуй, а также рельефы с этрусских похоронных урн.
СТАТИР - Греческая монета
Слайд 5
Во фреске "Троица" (около 1426–1427 гг., церковь Санта-Мария
Новелла, Флоренция) Мазаччо, впервые в настенной живописи применил принцип
линейной перспективы с единой точкой схода.
Слайд 6
Андреа Верроккьо,1435 -1488
– особая одухотворенность и лирическая созерцательность
Слайд 7
Фра Анджелико, около 1400–1455
Фра Джованни да Фьезоле, монах-доминиканец,
был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции.
- глубокое религиозное
чувство
- светлый лиризм и мягкая поэтичность,
- тонкая гармония чистых цветовых тонов
«Благовещение»
ок. 1437-1446
Слайд 8
Гоццоли 1420–1497,
Учился у Л.Гиберти и Фра Анджелико.
фреска “Шествие волхвов” в капелле дворца Медичи-Риккарди во Флоренции,
1459.
- сочетал поэтически-сказочную, светскую трактовку сюжетов и тонкость живого наблюдения
- “ковровость” композиции, условностью пространственных решений,
- декоративная красочность колорита.
Слайд 9
Паоло Уччелло (1397-1475).
Изучал строение растений и животных,
законы построения пространства по правилам математической перспективы. Уччелло создал
три варианта монументальной исторической композиции “Битва при Сан-Романо” (середина 1450-х годов), ставшей одним из истоков европейского батального жанра .
динамичные композиционные построения,
«нет ничего сладостней перспективы»
-нарядный колорит, поэтическая сказочность
Слайд 10
Сандро Боттичелли (1447-1510)
«Рождение Венеры», 1483
проникнута поэтическим
настроением, много грации, плавного движения, прекрасных и одухотворённых лиц.
Слайд 11
"Весна", около 1477–1478 гг.
Тонкий символический
подтекст: здесь встречаются апельсиновые деревья на фоне (символ брака),
Флора — образ цветения и плодоношения природы, Меркурий — бог одноименной планеты, видной на небе в весенние месяцы, Грации — нимфы гармонии, красоты, женских добродетелей, Венера — подлинная царица мира, закон которого сама любовь (стрелы любви мечет Купидон).
Слайд 12
В основе картины идея о двойственности природы человека,
соединяющего в себе животное начало, связанное с жизнью тела,
и сферу духа и разума, устремленного ввысь к достижению небесной мудрости.
"Паллада и кентавр" (1482)
Слайд 14
Умбрийская школа –
живописная школа Италии XIII–начала XVI
вв.
с центром в городе Перуджа.
Со 2-й половины XV
в. В творчестве мастеров этой школы возобладали принципы культуры Раннего Возрождения
(работы Перуджино, Пьеро дела Франческа, Пинтуриккьо, раннего Рафаэля).
Для Умбрийской школы характерны:
- тонкий лиризм, плавность и музыкальность линий,
ощущение поэтической гармонии человека и природы,
мягкость колористических решений.
Слайд 15
Пьеро делла Франческа, 1420-1492
Мастер умбрийской школы,
величавость образов,
обобщённые объёмы фигур на фоне спокойных ясных ландшафтов,
впечатления
просветленной торжественности, гармоничной картины мироздания.
Герцог Монтефельтро
Герцогиня Урбинская
Слайд 17
Ломбардская школа – художественная школа, сложившаяся в Ломбардии,
исторической области Северной Италии.
Живопись Ломбардской школы отмечена хрупким
изяществом форм и поэтичностью
Живопись ломбардского треченто и раннего кватроченто, развивающаяся в рамках поздней готики, отмечена хрупким изяществом форм и любовью к поэтически-непосредственным наблюдениям над реальным миром
Во 2-й половине 15 века в живописи Ломбардская школа усиливаются влияния флорентийского искусства и творчества Мантеньи; в произведениях мастеров этого времени преобладают пластичная ясность композиции, смягчённость цветового строя, повышенный интерес к светотеневой моделировке формы (Брамантино, Браманте). В эпоху Высокого Возрождения основополагающим становится воздействие искусства Леонардо да Винчи
Слайд 18
Пизанелло Антонио (1395-1455),
мастер ломбардской
школы живописи Один из основоположников ренессансного портрета в Италии.
Пизанелло был также одним из крупнейших медальеров Возрождения
Принцесса из дома д'Эсте, 1441,
-величественность, гордость, достоинство
изящество, хрупкий облик
символ дома на рукаве
- Разнообразный фон усиливает нарядность парадного портрета
Слайд 19
Мастер умбрийской школы , работал над совершенствованием приемов
фигуративного изображения построения человеческой фигуры, ее поз и движений,
добиваясь благородства образов.
- плавность композиционных ритмов,
лиризмом пейзажных фонов, изображающих холмистые ландшафты Умбрии.
- гармоничность, мягкая грациозность
“Мадонна с младенцем”
Перуджино Пьетро,1452-1523
1494
Слайд 20
Пинтуриккьо (Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, 1454-1513) –
мастер умбрийской школы Среди произведений фрески капеллы Бальони в
церкви Санта Мария Маджоре в Спелло (1500-1501). Наибольшую известность получили росписи библиотеки Пикколомини в сиенском соборе с изображениями событий из жизни папы Пия II (1503-1508).
- тщательность письма,
тонкая поэтичность
“Портрет мальчика” ( ок.1500)
Слайд 21
Падуанская школа – живописная школа,
сложившаяся в городе
Падуя и сыгравшая значительную роль в становлении искусства Возрождения
в Северной Италии.
В XIV в. в Падуе работали живописец Джотто и его многочисленные
последователи.
К середине XV в. здесь сформировалась самостоятельная школа.
АНДРЕА МАНТЕНЬЯ«Битва морских божеств». 1470-е гг.
Слайд 22
АНДРЕА МАНТЕНЬЯ (ок. 1431–1506), один из крупнейших
живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии.
Мантенья
сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.
-позднеготические мотивы
-поиски ясной пластической
формы;
«Мертвый Христос». 1490