Слайд 2
АВТОРСКАЯ ШКОЛА – экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого
основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским
коллективом (Российская Педагогическая Энциклопедия)
АВТОРСКИЕ ШКОЛЫ – это учебные заведения, деятельность которых построена на основе оригинальных и эффективных (авторских) идей и технологий. Они представляют собой новую образовательную систему (или систему с элементами новизны) и создают новую образовательную практику (В. И. Загвязинский)
Слайд 3
Проекты А. ш. впервые выдвинуты на конкурсе, проведённом
«Учительской газетой» в 1987 (из 250 проектов
отобрано 6)
Авторы проектов А. ш. формулировали видение возможностей для развития школы, повороты её к личности ребёнка.
В авг. 1988 соответствующим уч. заведениям присвоено звание «А. ш.к.». Корни этого пед. явления уходят в традиции мировой педагогики. Авторскими, по существу, были воспитат. заведения И. Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.
Слайд 4
Общими чертами авторских школ являются (Г. К. Селевко):
инновационность — наличие оригинальных авторских идей;
альтернативность — отличие
вновь предлагаемых подходов от принятых в массовой школе;
концептуальность — использование научных подходов в конкретных моделях;
систематичность и комплексность преобразований (от целей, содержания до структуры и технологий);
социально-педагогическая целесообразность — соответствие целей школы социальному заказу;
реальность и эффективность — возможность получения эффективных результатов в реально существующих ситуациях.
Слайд 5
Владимир Соломонович Библер
(4 июля 1918г. — 3
июня 2000г.)
ШКОЛА
ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Российский философ, культуролог, историк культуры,
выдающийся мыслитель наших дней, автор совершенно оригинального учения – философии диалога культур.
Слайд 6
Школа диалога культур
Авторы: Библер Владимир Соломонович -
ученый-философ Российского гуманитарного университета, г. Москва, Курганов Сергей Юрьевич
– учитель-экспериментатор, г. Курган.
Цель: формирование диалогического сознания и мышления.
Слайд 7
Основные положения:
идеи: «о культуре как диалоге» (М.М.Бахтин), «внутренней
речи» (Л.С.Выготский) и «философской логики культуры» (В.С.Библер);
диалогичность есть компонент
внутреннего содержания личности;
многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога;
диалог есть содержание свободы личности;
диалог есть сосуществование не сводимых в единое целое сознаний;
современное мышление строится по схематизму культуры (Античности, Средних веков, Нового времени).
Слайд 8
Особенности процесса обучения
1. Проецирование на процесс обучения особенностей
культуры и мышления эпох.
2. Обучение строится на сквозном диалоге
двух основных сфер учебного процесса.
3. Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур.
4. Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога.
5. Обучение строится на основе коренных, реальных текстов данной культуры.
6. Автор программ для каждого класса - педагог.
Слайд 9
Проецирование на процесс обучения особенностей культуры и мышления
эпох.
античное мышление - эйдетическое (образное);
средневековое - причащающее мышление (часть
мыслится как принадлежное к демиургу);
новое время - рационалистическое мышление, разум — все;
современная эпоха — релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам.
Слайд 10
Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер
учебного процесса:
1) речевой стихии (и форм организации) русской речи;
2)
исторической последовательности основных форм европейской (в основном) культуры.
Слайд 11
Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур, сменявших
друг друга в европейской истории — античной, средневековой, нововременной
— как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века.
I—II классы: Точки удивления — это «узелки» понимания, которые станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Примеры: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия.
III—IV: Античная культура.
V-VI: Культура Средневековья.
VII—VIII: Культура Нового Времени, Возрождения.
IX-X: Культура современности.
XI: Класс специально диалогический.
Слайд 12
Обучение в каждом учебном цикле строится на основе
внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» — исходных
загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах (1-2-й классы) нашей школы.
Слайд 13
Обучение строится на основе коренных, реальных текстов данной
культуры.
Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми
других культур реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге («амбивалентности») этой культуры и в межкультурном диалоге
Слайд 14
Автор программ для каждого класса - педагог.
Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого
класса обнаруживает «проблему-воронку». Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры — в их целостном диалогическом сопряжении.
Слайд 15
Приемы и методы обучения
Создание ситуации диалога.
Точки удивления,
загадки бытия.
Игровые средоточия.
Особенности урока-диалога.
Слайд 16
Создание ситуации диалога.
По В.В.Серикову, введение в ситуацию
диалога предполагает использование таких элементов технологии:
1) диагностика готовности
учащихся к диалогическому общению;
2) поиск опорных мотивов;
3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач;
4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;
5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;
6) гипотетическое выявление зон импровизации.
Слайд 17
Точки удивления, загадки бытия.
Под ними подразумеваются те узелки
в сознании современного ребенка, в которых может осуществиться формирование
основных предметов школьного, обучающегося понимания.
A. Загадки слова. Учитель должен быть внимательным - к ребячьим открытиям и трудностям;
Б. Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, в сопряжении и диалоге процессов: 1) измерения ; 2) счета; 3) напряжения;
B. Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление и природная целостность;
Г. Загадки Я-сознания. Формируется, укореняется и становится странным для самого себя основной субъект обучения в нашей школе – ученик;
Д. Загадки момента истории. Память о бывшем до меня и без меня и соотнесение этой памяти с памятью о том, что происходило со мной, что есть грань моего Я.
Слайд 18
Игровые средоточия.
Основной смысл этих средоточий - метод «физических
действий»
A. Физические игры, гимнастика с особым развитием самостоятельных форм
ритма как
одного из существенных истоков, полюсов музыки.
Б. Словесные игры с элементами поэтики (ср. загадки слова) и с особым вниманием к интонационной составляющей речи (интонация - второй исток музыкальной антитезы, ее мелодийная грань).
B. Художественный образ - в субъективных средоточиях глаза и руки, в
объективном воплощении на полотне, в глине, камне, в графическом ритме ли
ний, в зачатках архитектурного видения. Изображение. Воображение.
Г. Элементы ручного труда, ремесла
Д. Музыка (со второго класса) рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.
Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.
Слайд 19
Особенности урока-диалога.
Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение
им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль,
а не снимает проблемы.
Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса – парадокса.
Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель — не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.
Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.
Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка.
Слайд 20
Александр Наумович Тубельский
(2 октября 1940 — 31
мая 2007г.)
Школа
самоопределения
— российский деятель образования, президент «Ассоциации демократических
школ» (Россия), кандидат педагогических наук, директор «Школы самоопределения» (школа № 734 города Москвы), Заслуженный учитель Российской Федерации.
Слайд 21
Школы самоопределения
(А.Н. Тубельский)
Тубельский Александр Наумович — директор средней
школы № 734 г. Москвы, кандидат педагогических наук.
Школа самоопределения
- комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования.
Слайд 22
ИДЕЯ: обретение ребенком своего «Я», обеспечение «пробы
сил» ребенка в различных видах деятельности.
Основные положения:
индивид осуществляет
свою предзаданность;
процесс образования - поиск, узнавание, формирование образа «Я».
Слайд 23
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Дошкольный период.
Начальная школа.
Старшая школа.
Слайд 24
Дошкольный период
Дошкольном периоде главное внимание уделяется развитию органов
чувств - осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным
телом. Условием такого развития признается деятельность ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В Школе самоопределения принципиально отказываются от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности.
Слайд 25
Начальная школа
В начальной школе (трех-, четырех-, пяти или
шестилетней) идет освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета в
индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность.
Важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы.
Слайд 26
Старшая школа
В старшей школе (10-е и 11-е классы)
за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется по индивидуальным
учебным планам, которые составляет сам ученик. Особенностью учебного занятия в Школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представлено в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем и учениками.
Слайд 27
Приемы и методики обучения
Личностный смысл учебы.
Межпредметные «погружения».
Рефлексия.
Творческий экзамен.
Разновозрастное
взаимодействие и самоуправление учеников.
Совокупность образовательных пространств.
Педагогическая деятельность как искусство
и исследование.
Слайд 28
Личностный смысл учебы
Личностный смысл учебы (личностно ориентированное образование).
Каждый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое
понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая материалом учебного предмета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление.
Слайд 29
Межпредметные «погружения»
Межпредметные «погружения»: учителя, работающие в одном классе,
в течение нескольких дней работают над одними понятиями или
универсальными умениями. Работа над понятиями строится на основе тех смыслов, которые имеются у ребят, причем учителя не спешат дать правильный ответ или подвести к нему. Вместо «правильного» вывода организуется рефлексия.
Слайд 30
Рефлексия
Рефлексия: учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами
своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям осмысленно проектировать и
осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.
Слайд 31
Творческий экзамен
Творческий экзамен как открытое соревнование: накопление опыта
самоопределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений
с представлениями других людей.
Слайд 32
Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников.
Старшеклассники проводят уроки в
младших классах. Это не столько готовит ребят к выбору
педагогической профессии, сколько расширяет опят самостоятельного действия и рефлексии. Старшеклассники проходят стажировки в других школах, по месту предполагаемой учебы или работы.
Слайд 33
Совокупность образовательных пространств:
Учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, в которых
ребенок приобретает опыт жизни. Предполагает взамен классно-урочной системы создать
насыщенную среду – пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребенок сможет образовать себя.
Слайд 34
Педагогическая деятельность как искусство и исследование.
Большинство учителей школы
вовлечено в поисковую педагогическую работу. Достигается это путем создания
образовательных ситуаций для профессионально-личностного развития учителя. Ежемесячный семинар для коллег из разных школ России являются способом профессионального существования учителей школы.
Слайд 35
«Ноосферная» школа
В основе концепции «ноосферной» школы (автор идеи
— А. Буровский, Боровская школа-лицей Калужской области)
Идея: гармонического развития
растущего человека средствами системного освоения мира природы и мира культуры, организация диалога мира природы и мира культуры, подбора учебного материала, отражающего глобальные и региональные социальные и экологические проблемы, понимание детьми окружающего мира и себя в нем как целостной системы.
Слайд 36
Ноосфера (от греч. noos —
разум и сфера) — новое эволюционное состояние биосферы, при
котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития и выживания самого человека.