Слайд 2
Родился в коптской семье благородных и богатых родителей,
воспитавших его в христианской вере. Святой уже с детских
лет отличался исключительным благочестием. По преданию, однажды войдя в храм, он услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной»
Житие преподобного Антония Великого
Слайд 3
Он покинул свой дом и стал подвизаться
рядом со своим селением под руководством одного старца в
служении одному Богу.
Слайд 4
Вскоре Антоний оставил старца, уединился вглубь Фивадской/Фиваидской пустыни
и жил сначала в гробовой пещере вблизи родного селения,
а потом, взяв с собой только шестимесячный запас хлеба, поселился в развалинах воинского укрепления в Писпире на берегу Нила.
Слайд 5
Здесь он пробыл около 20 лет в уединении,
только изредка поддаваясь на просьбы лиц, приходивших видеть и
слышать его. Во время этого уединения Антоний, будучи много раз искушаем дьяволом, наложил на себя ещё более трудные обеты, даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ничем не прерывать своих великих трудов и постничества.
Слайд 6
По преданию, когда Антоний уже не выдерживал духовных
страданий, ему явился Иисус Христос, избавивший святого от страданий
и сообщивший, что Он был рядом все время. В конце концов Антоний восторжествовал над дьяволом, его слава распространилась повсюду
Слайд 7
У него появились многочисленные ученики и последователи.
После 305
года Антоний прерывает своё уединение, чтобы по многочисленным просьбам
организовать монашескую жизнь отшельников, которые селились рядом с ним и подражали ему. Во время гонения императора Максимина в 311 году он посетил Александрию, ободрял христиан и появлялся в наиболее опасных местах. Когда гонение стихло, в 313 году Антоний Великий ушёл ещё дальше — на берег Красного моря, в монастырь близ Суэцкого залива в Писпирских горах.
Слайд 8
Монастырь Святого Антония Великого
Здесь, чтобы избавить приносивших
ему хлеб учеников от хлопот, он возделывал сам небольшое
поле. Время от времени он посещал лиц, начавших подвизаться в Фиваде под его руководством.
Слайд 9
преподобный Антоний был первым ярким и принципиально новым
представителем пустынного жительства: «он освятил монашескую отшельническую жизнь». Антоний
не основывал монастырей и не мечтал о роли духовного наставника — аввы. Люди сами начали приходить к этому человеку, ушедшему жить в пустыню, чтобы проводить аскетическую и духовно-созерцательную жизнь. Видя его духовную мудрость, вокруг него собралось много учеников-пустынников и последователей.
Преподобный Антоний считается основателем отшельнического монашества. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединённых под властью одного аввы, назывались лаврой
Слайд 10
Прожив уединённо около 70 лет, Антоний встретился со
святым Павлом Фивейским, прожившим в пустыне около 90 лет.
(прочитать
рассказ на стр. 100 – 102)
Слайд 11
Около 350 года по настойчивому приглашению Афанасия Великого,
Антоний оставил уединение и пришёл в Александрию, чтобы выступить
в споре против ересей.
Появление знаменитого подвижника оказывало могучее воздействие на толпы людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него вразумления и чудес. Это уже были последние усилия старца, и возвратясь в свою пустыню, он на 105 году скончался. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения, из опасения обоготворения.
Слайд 12
Изречения святого Антония
«Если ты в миру не смог
ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться
с одиночеством».
«Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения».
«Бьющий кусок железа наперед смотрит мыслью, что намеревается сделать: серп, меч или топор. Так и мы должны размышлять: к какой добродетели приступить нам, чтобы не трудиться понапрасну».
«Молитва, совершаемая с небрежением и леностию — празднословие».
Слайд 13
«Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в
дружбе с зараженным ненавистию и сварливым, тот находится в
дружбе с хищным зверем. Точно, доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и зараженному ненавистию. Неотвращающийся от сварливости и негнушающийся ею не пощадит никого из человеков, ниже друзей своих».
«Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтоб радость твоя о Господе пребыла ненарушенною до конца. Умоляю, как юношей, так и старцев, чтоб они не дозволяли гневу обладать собою».
«Удали от себя ненависть, охраняй себя от вожделений твоих, равно как и от скверных помышлений».
Слайд 14
О почитании Антония Великого
На Востоке Антония почитают как
отшельника и отца монахов, на Западе, напротив — как чудесного
целителя, которому приписывается способность лечить. Популярность Антония достигла апогея в Средние века в западной церкви. Около 1070 года был основан орден святого Антония . Это учреждение стало центром по лечению больных «антониевым огнем» (предполагают, что это гангрена)
Слайд 15
К иконографическим атрибутам Антония относятся Т-образный крест, колокольчики
госпитальеров (антониты – монахи ордена Антония при сборе пожертвований
привлекали к себе внимание колокольчиками), свинья (антонитам разрешено держать свиней, которым дарована была привилегия свободно бегать по улицам городов), огонь и лев.