Слайд 2
Протопо́п — старое, вышедшее из употребления ещё в
начале XIX столетия, название протоиерея (протопресвитера), в качестве настоятеля.
Протопопы
в уездах и губерниях всегда занимали должность председателя Духовных правлений, благочинных и т. д. Они пользовались особенным доверием епархиального начальства, и им делались особые поручения по исполнению общих правительственных распоряжений, насколько они касались Церкви, и распоряжений епархиального начальства
Слайд 3
Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620 или 1621,
Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп
города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель.
Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.
Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником
Слайд 4
Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава,
он приобрёл известность довольно рано как подвижник православия, занимавшийся
также изгнанием бесов.
Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Повольского в Москву.
Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе».
Слайд 5
Когда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый
патриарх Никон заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во
главе с Арсением Греком. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и др. выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги.
Слайд 6
. Аввакум же и другие противники реформы были
уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения.
Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.
Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона
Слайд 7
. В сентябре 1653 года его бросили в
тюрьму и стали уговаривать принять «новые книги», однако безуспешно.
Слайд 8
Аввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет
находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской
земли», доходил до Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».
Слайд 9
Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев,
введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крест,
исправление Символа веры, Трёхперстное сложение, Партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды.
Слайд 10
В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень,
где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и
поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа», «протосингелом российской церкви».
Слайд 11
В 1666 году Аввакум был вновь привезён в
Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе,
собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев.
Слайд 12
И после этого не отказывались от мысли переубедить
Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в
народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём
Слайд 13
Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов
в Чудове монастыре, но он твёрдо стоял на своём.
В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 год). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск.
Слайд 14
14 лет он просидел на хлебе и воде в
земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты
и послания.
Слайд 15
Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу,
в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал
патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
Слайд 16
В борьбе со сторонниками Никона Аввакум обличал и
царскую власть, самого царя, его слуг, воевод и пр.
Популярность Аввакума в народе была очень велика, проповеди его находили широкий отклик, особенно в крестьянской среде, становились твёрдыми его сторонниками. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. В борьбе за старую веру он призывал к жестоким, негуманным формам: самосожжению, религиозному фанатизму, проповедями конца света.