Слайд 2
Способности. Одаренность. Талант.
В книге академика Артура
Владимировича Петровского «Популярные беседы о психологии» рассматриваются вопросы о
природе таланта, о врожденном и приобретенном в способностях, о позициях семьи и учителей по отношению к «способным» и «не способным» детям.
Слайд 3
Способности человека – лишь возможность для приобретения знаний
и умений. А будут или не будут приобретены эти
знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий: от того, например, нужны ли будут эти знания и навыки человеку, будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, товарищи и др.) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями; от того, как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д
Способности – это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность
Слайд 4
А.В.Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в
деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться
без наличия этих способностей». Автор объясняет это так: «Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться , есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире
Слайд 5
Можно ли измерять способности?
Тесты используются
в английской школе для того, чтобы выявить умственные способности
одиннадцатилетних детей
Определение умственной одаренности ребенка:
средняя сумма очков для детей одиннадцати с половиной лет должна приближаться к 120. Отсюда делается «простой» вывод, что любой ребенок, набравший 120 очков, имеет умственный возраст одиннадцати с половиной лет. На этом основании вычисляется коэффициент умственной одаренности:
Коэффициент умственной = Умственный возраст х 100
одаренности (IQ) _____________________________
Фактический возраст ребенка.
Слайд 6
Петровский критикует использование для оценивания способностей необоснованных
тестов - кратких испытаний, призванных скорейшим образом выяснить одаренность
и способности человека.
Низкий коэффициент умственной одаренности испортил жизнь не одному ребенку. На этом основании его признавали не способным к дальнейшему учению, второсортным, неполноценным
Слайд 7
А.В.Петровский утверждает, что в настоящее время наука не
располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем
однократного испытания сделать вывод о способностях человека:
Интересные мысли в свое время высказал по этому поводу выдающийся советский психолог Л.С.Выготский.
Критикуя использование необоснованных тестов, он указывал, что если ребенок не решает предложенной ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его способностях. Это может свидетельствовать , например, о том, что он не имеет соответствующих знаний и умений и поэтому не может найти нужное решение самостоятельно. Умственное развитие ребенка происходит в процессе обучения, т.е. в постоянном общении его со взрослыми.
Выготский предложил не ограничиваться простым однократным исследованием того, как ребенок решает ту или иную задачу самостоятельно. Он высказался за то, чтобы проводить исследование дважды. Первый раз, выясняя, как решается задача самостоятельно, а второй – как она решается с помощью взрослого. Если ребенок не сумеет решить задачу, посильную для его сверстников, ни самостоятельно, ни с помощью взрослого, тогда есть основание говорить о недостатке его способностей и даже о его умственной отсталости
Слайд 8
Способности существуют только в развитии. Способность
не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее
происходит в условиях обучения и воспитания. Итак, самый верный путь определения способностей человека – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.
ТАЛАНТ
А.В.Петровский дает характеристику «ступеням человеческого дарования»: способностям, таланту, гениальности: «Талантом называют сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно самостоятельно и оригинально выполнять какую либо сложную трудовую деятельность. Что касается гениальности, то говоря об этом удивительном качестве, имеют в виду такое сочетание талантов, которое дает человеку возможность намного опережать эпоху («Великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы»,- писал О.Бальзак) и прокладывать принципиально новые пути в науке, искусстве и общественной жизни. Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных творческих успехов».
Слайд 10
Талант – это не более как
возможность осуществления творческих успехов, но далеко еще не само
мастерство. Один видный деятель театрального искусства обронил как-то замечательное определение мастерства. Он сказал так или примерно так: мастерство – это когда что и как приходят одновременно. Талант не освобождает человека от работы, а предполагает большой творческий напряженный труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорной, это всегда - без исключения – титаны труда. В процессе деятельности накапливается жизненный опыт, без которого никакое творчество невозможно.
ВДОХНОВЕНИЕ
В процессе творческой деятельности видную роль играет момент особого подъема сил человека, то психическое состояние, которое называется вдохновением и которое издавна считается неотъемлемой принадлежностью таланта. Вдохновение, по словам А.С.Пушкина, есть «расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно объяснению оных».
Вдохновение – это не наитие, не откровение, неизвестно откуда и почему сошедшее на человека, а момент в творчестве, который становится возможен только в том случае, если он подготовлен трудом. Вдохновение предполагает колоссальную сосредоточенность внимания, мобилизацию памяти, воображения и мышления на решение какой-то капитальной проблемы в научном, художественном или техническом творчестве.
Слайд 12
Художественный, мыслительный и средний тип
Специфические различия между одаренными детьми образует принадлежность их к
одному из трех типов людей, которые в трудах И.П.Павлова получили название: художественный, мыслительный и средний тип. Эта классификация связана с идеей И.П.Павлова о том, что высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы – образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализацией этих образов посредством слова – «сигнала сигналов». Относительное преобладание сигналов первой сигнальной системы в психической деятельности человека порождает художественный тип. Относительное преобладание «сигнала сигналов» - мыслительный тип. Равное их представительство в высшей нервной, психической деятельности человека – средний тип.
ТЕМПЕРАМЕНТЫ
Благодаря успехам Павловского
учения мы теперь знаем, что объяснение индивидуальных особенностей человека следует искать в соотношении некоторых свойств основных нервных процессов коры головного мозга: возбуждения и торможения. Свойства типов высшей нервной деятельности проявляются у человека как различные темпераменты
Слайд 14
Слабый тип – меланхолический темперамент.
Сильный неуравновешенный (безудержный) –
холерический темперамент.
Сильный уравновешенный подвижный – сангвинический темперамент.
Сильный уравновешенный инертный
– флегматический темперамент.
Каждый темперамент накладывает свой отпечаток на поведение человека, придает ему специфику и своеобразие, но сам по себе не определяет ни целей деятельности, ни ее внутреннего содержания. Факты свидетельствуют о том, что выдающимся талантом обладали представители всех типов темпераментов (ярко выраженные черты холерического типа обнаруживал А.С.Пушкин, меланхолического – Н.В.Гоголь, флегматического – И.А.Крылов, сангвинического – А.И.Герцен) .