Слайд 2
Терминология
История
Фэндом
Развитие
Слайд 3
Терминология:
Субкультура (лат. sub — под и culture — культура; подкультура ) понятие в социологии, антропологии и
культурологии — обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от
преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.
Слайд 4
История термина:
В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в
своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно
избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Французский социолог Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Российский орнитолог Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
Слайд 5
Фэндом
Фэндом (англ. fandom —
фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя,
стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увеселения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.
Слайд 6
Отличие субкультуры и фэндома:
Если фанатство чаще
всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители,
известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей, с общим хобби, могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).
Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.
Слайд 7
Развитие субкультуры:
Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль
одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее
мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур 20-го века и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.
Слайд 9
Имидж
Имидж для
представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим
видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример — денди XIX века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды Готическая Лолита и Готический аристократ уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды.
- это слово используется Анимешником и Отаку, для выражения
приятного удивления или показать насколько вы милы.
У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.
Слайд 11
Символика
С культурологической точки
зрения символ и символизм являются определяющими в описании той
или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак Анкх в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.
Слайд 12
Список известных субкультур:
Анархо-панк
Анонимные алкоголики
Анонимус
Акихабара-кэй
Барефутинг
Байкеры
Ботярство
БДСМ
Бит-поколения
Богема
Бодибилдинг
Босодзоку
Бэггеры
Visual-kei
Гангуро
Геймеры
Гопники
Готы
Гранжеры
Гребо
Гяру
Greaser
Слайд 13
Денди
Диггеры
Джанглисты
Джедаизм
Демосцена
Жонглирование
Зазу
Казачество
Casuals
Кибер-готы
Лолита
Либеры
Металлисты
Митьки
Моды
НС-панки
Нью-эйдж
Панк
Паркур
Пропанк
Pachuco
Пранк
Риветхед
Ролевики
Руд-бои
Свингюгенды
Скинхеды
Соулбой
Стиляги
Сталкеры
Слайд 14
Тедди-бой
Тренди
Антифа
RASH
Straight Edge
Фурри
Фрутс
Хакеры
Харадзюки
Хиппи
Хипстеры
Хикикомори
Челкастые
Чав
Эмо
Яппи
Слайд 15
Анархо-панк
Анархо-панк — политически активная субкультура,
сочетающая в себе идеологию анархизма и элементы панка.
Слайд 16
Анархо-панки придерживаются принципа DIY — сделай сам. Это подразумевает самостоятельное
изготовление символики, одежды и прочей атрибутики, мотивируя это тем,
что капиталисты не должны наживаться на тех, кто с ними борется.
Слайд 17
Анонимные алкоголики
Анонимные алкоголики — группа взаимопомощи для
людей, страдающих зависимостью от алкоголя. Анонимные Алкоголики - это
сообщество, объединяющее мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами, с целью помочь себе и другим избавиться от алкоголизма.
Слайд 18
Анонимус
Анонимус (англ. Anonymous, переводится как «Анонимный», «Безымянный») —
современная свободно организованная группа хактивистов.
Слайд 19
Анонимус выступает строго против цензуры в интернете, преследования и
надзора. В знак протеста группа взломала различные государственные веб-сайтыУчастники
и сторонники Анонимуса могут быть опознаны по ношению маски Гая Фокса, ставшей одним из его символов.
Слайд 20
Акихабара-кей или Отаку
Анимешник — человек, который
посветил все свое время на увлечение аниме и манги.
Отаку — человек, который увлекается чем-либо. За пределами Японии, в том числе и в России, обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги.
Слайд 21
Классификация аниме-отаку:
Otaku-kohai: смотрит все, что посоветуют или найдет.
Otaku-sempai:
уже определился в жанрах, которые ему нравятся.
Otaku-dono: хорошо разбирается
в аниме-культуре, знаток своего жанра.
Dai-otaku (Sensei): является самым высоким показателем по пониманию и просмотру аниме и манги.
Слайд 24
Турникмен
Турникмен МБОУ
СОШ №2
Михаил Тарасов
представители готической субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов 20-го века
на волне пост-панка. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для нее черты, такие как любовь к готической музыке, мрачный имидж , интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам.
Слайд 26
Лолита
Лолита — японская
субкультура, основанная на стиле времён Викторианской эпохи, а также на
костюмах эпохи Рококо. В некоторые подстили были добавлены элементы готической моды. «Лолита» — одна из самых популярных субкультур Японии, оставившая след в моде, музыке и культуре.
Слайд 27
Скинхеды
Скинхеды -
это группы городской молодежи, живущие по своим законам, со
своей музыкой, своими отличительными знаками, своей модой в одежде и концепцией "мужской дружбы".
Красных и Анархистских Скинхедов (RASH, англ. Red & Anarchist Skinheads, раши) —
это международная сеть скинхедов, стоящих в отличие от S.H.A.R.P. не только на антифашистских, но и на леворадикальных позициях.
Слайд 29
Хакеры
Хакер (англ. hacker,
от to hack — рубить, кромсать) — чрезвычайно квалифицированный ИТ-специалист, человек, который
понимает самые глубины работы компьютерных систем.
старое название субкультурыпоклонников бибопа ,философия и субкультура, изначально возникшая в 1960 годах в США.
Один из самых
известных лозунгов
хиппи: «Make love, not war!», что означает: «Занимайтесь любовью, а не войной!».
Слайд 31
Хипстеры
Хипстеры —обеспеченная городская
молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т. п.
Эмо
Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого
музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды или, в зависимости от пола:эмо-бой , эмо-гёрл.
Выражение эмоций — главное правило для эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо — ранимый и депрессивный человек.
Слайд 33
Челкастые
Челкастые —
молодая субкультура, появившееся в США.
Основана на различных способах
укладки волос. Иногда эту субкультуру путают с эмо.
Начинающий челкастый: