Слайд 2
Домашнее задание: чтение
Ричард Пратт
Статьи:
Христиане и разногласия (4
статьи)
Достаточность Священного Писания для апологетики
Встреча Иерусалима и Афин
Какие доктрины
относятся к фундаментальным?
Современная апологетика и христианская вера (4 статьи)
Слайд 3
Рекомендуемое чтение
Йен Тейлор «В Умах Людей»
Слайд 4
Видеопросмотр
Джон МакАртур
Богодухновенность Библии
Бог Сам защищает Писание
1-2 части
Библия это Слово Божье
Почему мы верим, а другие
отвергают
Почему мы верим в истинность Библии
Разнообразные нападки на Библию
Слайд 5
Кен Хэм «Основания»
Важность происхождения
Откровение Неведомого Бога
Одна кровь –
одна раса
Всегда готов. Апология
За шесть дней
Смерть – враг
Слайд 6
Альберт Моллер «Почему Вселенная выглядит старой»
Слайд 7
Бэнн Стайн «Изгнанные: интеллект запрещен» - документальный фильм
о том, как сегодня в научном мире преследуется всякое
инакомыслие, не соответствующее или входящее в явное противоречие с общепринятой парадигмой научного мышления
Слайд 8
Рекомендуемые видеоматериалы
Френсис Шейфер «Как же нам теперь жить»
(10 частей)
Слайд 11
Цели и задачи курса
Во-первых, познакомить студента с различными
типами и методами апологетики, а также обратить внимание на
сильные и слабые стороны каждой из них;
Во-вторых, рассмотреть ключевые неопровержимые принципы познания окружающей действительности;
В-третьих, на основании Писания научить студента формировать библейские принципы апологетики;
И в-четвертых, помочь в формировании библейского мировоззрения
Слайд 12
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АПОЛОГЕТИКИ
ИСТОРИЧЕСКЙИ ОБЗОР
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
МЕСТО ЛОГИКИ В АПОЛОГЕТИКЕ
ТЕИСТИЧЕСКИЕ
АРГУМЕНТЫ
Слайд 13
Апологетика: определение
Апологетика – происходит от греч. корня со
значением «защищать, давать ответ, оправдываться, защищаться по закону»
Используется
в Новом Завете как формальная юридическая защита перед обвинителями (2Тим. 4:16)
Апологетика – это дисциплина, которая занимается рациональным обоснованием христианской веры
Слайд 14
РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АПОЛОГЕТИКИ
Краткий обзор
Слайд 15
Классическая апологетика
К. а. доказывает истинность Бога не
прибегая к Библии. В качестве доказательств бытия Бога используются
теистические доказательства: онтологические, телеологические, космологические и нравственные;
Классический апологет говорит: «мы нуждаемся в человеческой логике и натуралистическом богословии для того, чтобы доказать существование Бога и то, что Библия заслуживает обсуждения, прежде чем поделиться Евангелием».
Слайд 16
Историческая апологетика
И. а. убеждены, что истины христианства, в
том числе существование Бога, могут быть доказаны посредством лишь
исторических свидетельств.
Например, И.а. начинает с доказательств достоверности Н.З. документов (датировка, рукописи), затем на основании этих документов доказываются природа Христа и реальность Его чудес.
Представители: Ранние: Тертуллиан, Иустин Мученик, Климент Ал., Ориген (не в чистом виде); Соврем.: Джон Уорвик Монтгомери и Гэри Хабермас.
Слайд 17
Эвиденциальная апологетика
Этот тип апологетики берет за основу необходимость
любых свидетельств, которые подтверждали бы христианские истины.
В эту
категорию могут относиться: рациональные, исторические, археологические и экзистенциальные.
Таким образом, Э.А. использует любые свидетельства, которые доказывали бы истинность хр. веры.
Представители: Бернард Рамм; Джош Мак-Дауэлл и др.
Слайд 18
Апологетика духовного опыта
Этот вид А. в первую очередь
обращается к духовному опыту, как свидетельству доказывающему истинность христианской
веры;
За основание берется мистический опыт, который человек пережил, обратившись в христианство;
Есть также те, кто увязывает основание своей веры на особом сверхъестественном опыте, изменившим их жизнь после обращения.
Слайд 19
Библейская апологетика
Библия признается наивысшим авторитетом, следовательно, ключевые принципы
извлекаются из Писания.
«Библейская апологетика» должна состоять из двух
элементов:
(1) с одной стороны, это защита библейской истины от ложных мировоззрений;
(2) с другой стороны, это провозглашение Евангелия неверующим людям. Поэтому библейская апологетика должна быть неразрывно связана с проповедью Евангелия». (Клифф Макманис)
Слайд 20
Важность апологетики
Нужно ли заниматься апологетикой?
Кто может заниматься апологетикой?
Слайд 22
Митт Ромни и Билли Грем
«Вскоре после того, как
на прошедшей неделе республиканский кандидат в президенты США Митт
Ромни в обществе Билли Грэма и его сына Франклина Грэма провел время в месте уединения старшего Грэма, статья, в которой мормонство называется культом была удалена с сайта Евангелистской ассоциации Билли Грэма. Он этом сообщает ТБН». (Мир вам)
Слайд 23
«Главным фокусом нашей ассоциации всегда была проповедь Евангелия
Иисуса Христа», — сказал в интервью CNN Кен Барун, руководитель
отдела ассоциации по работе с персоналом. «Мы удалили информацию с вебсайта, потому что не хотели принимать участие в теологических дебатах о том, что стало особенно политизированным во время этой предвыборной кампании». (христианский портал «Мир вам!»)
Слайд 24
Нужно ли заниматься апологетикой?
Благая Весть и Апологетика –
неразрывные вещи
Евангелие подразумевает определенные доктрины, в которые многие не
верят или их искажают (Мормоны, Свидетели, Движение «Слово Веры»)
Апологетика важна…
Слайд 25
Ян Гус
«Ищи истину. Слушай истину. Проповедуй истину. Люби
истину. Живи по истине. И защищай истину. До самой
смерти» (Ян Гус 1371 – 1415)
Слайд 26
3 причины, почему нужно заниматься апологетикой
Причина 1: Бог
обязывает заниматься апологетикой
Иуды 3 «Возлюбленные, имея всяческое усердие писать
вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещевание подвизаться за веру, раз и навсегда переданную святым»
Слайд 27
Причина 2: это помогает больше любить Бога
Матф. 22:37
«Он же сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем
сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим»: это – большая и первая заповедь»
Слайд 28
Причина 3: Апологетика позволяет нам лучше познавать Бога
Матф.
22:37 «…Возлюби Господа Бога твоего… всем разумением твоим…»
Слайд 29
Никео-Цареградский символ
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца
неба и Земли, всего видимого и невидимого,
И во
единого Господа Иисуса Христа єдинородного Сына Божьего, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, и через Которого все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашого ради спасення; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося, и распятого из нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и вознесшегося на небеса, и сидящего одерную Отца, и снова грядущого во славе судить живих и мертвих; Его же царствию не будет конца.
И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, наравне с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, говорившего через пророков.
И во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.Исповедую единое крещение во оставление грехов.Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
Слайд 30
Блаженный Августин
«В святой Церкви есть много мужей, искусных
перед Богом, но они не бывают явлены в нас,
пока, услаждаясь мраком своего невежества, мы предпочитаем предаваться сну, а не созерцать свет истины. Поэтому многие пробуждаются ото сна благодаря еретикам, дабы видеть день Господень и возрадоваться. Итак, будем пользоваться и еретиками, не с тем, чтобы одобрять их заблуждения, а чтобы самим быть более бодрствующими и осторожными, защищая католическое (вселенское) учение от их козней, хотя бы самих их и не могли мы призвать к спасению.»
Слайд 31
Кто может заниматься библейской апологетикой?
Во-первых, человек должен быть
верующим
Во-вторых, человек должен исповедовать Божественность И. Хр.
В-третьих, человек должен
исповедовать господство Христа
«Христа как Господа святите в сердцах ваших»
«…святите Христа как Господа»
«Но святите Христа как Господа в сердцах ваших»
Слайд 32
В-четвертых, человек должен быть подготовлен
В-пятых, христианин должен бодрствовать
В-шестых,
нужно знать время, когда нужно давать ответ
«…готовые всегда к
ответу»
«готовые всегда к ответу»
«…каждому, кто требует от вас отчета в вашей надежде»
Слайд 33
В-седьмых, апологет должен быть разносторонне подготовлен
В-восьмых, апологет должен
хорошо знать Писание
В-девятых, апологет должен хорошо знать историю
«…каждому, кто
требует от вас отчета»
Деян. 20:32 «…предаю вас слову Божию…»
Нет ничего нового под солнцем: Модализм, Арианство, Монизм и т.д.
Слайд 34
Кто нуждается в апологетике?
Неверующие
Заблудшие
Верующие
Что нужно
защищать?
Библейское мировоззрение (креационизм, христианская этика, наука)
Здравое вероучение (Мормонизм, Свидетели)
Уверенность
верующих
Слайд 35
Выучить наизусть
1Кор. 15:1-4
Иуды 3
Матф. 22:37
2Тим. 4:1-5
2Петр. 2:1-3
Деян. 20:28-30
1Петр.
3:15
1Тим. 6:20-21
Слайд 36
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Апологетика в истории Церкви
Слайд 37
Апологетика периода 30-500 гг.
Апологетика 1 века
Направленность на иудаизм
(мессианство Иисуса Христа)
Направленность на язычество
Монотеизм
Уникальность Богоявления во Христе
Защита
от языческих обвинений
Слайд 38
Апологетика 2-6 веков
Направленность против нападений язычества
Направленность на ереси
Слайд 39
Главные представители (100-500 гг.)
Иустин Философ (100-167)
Труды: (1) «Диалог
с Трифоном» (130); (2) «Первая Апология» (150-155); (3) «Вторая
Апология» (155-161)
Слайд 40
Афинагор Афинский (умер ок. 185)
Труды: (1) «Прошение о
христианах»; (2) «Апология»
Слайд 41
Ириней Лионский (120-202/3)
Труды: (1) «Против ересей» (185); (2)
«Доказательства апостольской проповеди»
Слайд 42
Тертуллиан (160-225)
Труды: (1) «Апология» (197); (2) «Против Маркиона»
Слайд 43
Климент Александрийский (150-214)
Труд: «Увещевание к язычникам»
Слайд 44
Ориген (185-254)
Труд: «Против Цельса»
Слайд 45
Евсевий Кесарийский (260-339)
Труды: (1) «Приготовление к Евангелию» (314);
(2) «Доказательства в пользу Евангелия»
Слайд 46
Афанасий Великий (298-373)
Труды: (1) «Против язычников» (до 325);
(2) «О воплощении Слова»
Слайд 47
Августин Гиппонский (354-430)
«За пределами апостольского круга сложно найти
человека столь великого, как Августин, епископ Гиппонский. Он был
мистиком, святым, проповедником, администратором, ученым, богословом, полемистом, философом, историком, автором посланий, комментатором, учителем и писателем. Трудом «О граде Божием» этот гений положил начало философии истории, а книгой «Исповедь» – такому жанру, как интроспективная религиозная литература… Он родоначальник средневекового мистицизма, монашества и схоластики. Он возвышается над средневековым богословием… Реформаторы говорили, что их цель – вернуться к Августину; ни больше, ни меньше» (Б. Рамм)
Слайд 48
Апологетика периода 450-1517гг.
Основная направленность апологетики:
Иудаизм
Ислам
Слайд 49
Главные представители (450-1517)
Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109)
На первом месте должна
стоять вера
«верить, чтобы понимать»
Труд: «Monologium»
Слайд 50
Фома Аквинский (1224-1274)
Труды: (1) «Сумма Теологии»; (2) «Сумма
против язычников»
Пять аргументов в пользу существования Бога
Слайд 51
Апологеты периода 1517-1648 гг.
Мартин Лютер (1483-1546)
Трудов, посвященных апологетике
нет
Слайд 52
«Рассуждая о вере и разуме, Лютер исходил из
того, что человек не способен достичь спасения собственными усилиями.
Спасение приходит через Евангелие, а не через разум. Лютер боялся, что попытки приводить людей к вере посредством апологетики будут сопряжены с материализмом и теологией дел, в результате чего нарушится принцип sola fide, sola gratia, sola Scriptura» (Л. Гарднер)
Слайд 53
Сам Лютер утверждал: «В высшей степени прискорбно, что
мы пытаемся своим разумом защитить Слово Божье, хотя Слово
Божье – наша защита от всех врагов, как учит св. Павел»
Слайд 54
Жан Кальвин (1509-1564)
«И Лютер, и Кальвин утверждали, что
Богословы-схоласты не рассматривали вопрос о влиянии первородного греха на
человеческий разум. Оба реформатора считали, что христианской вере не нужна поддержка философии и человеческих аргументов. Их взгляды радикально отличались от учения римско-католических богословов» (Л. Гарднер)
Слайд 55
Итог Кальвиновского подхода к апологетике: «…подтверждение христианской веры
следует искать не в высказываниях якобы непогрешимой Церкви, не
в рационалистических христианских свидетельствах, не в философских призывах к истине, не в экстатическом опыте Святого Духа. Искать его следует в знании Бога-Творца и Искупителя, в союзе Слова и Духа, в специальном откровении, которое говорит прежде всего о Христе и подтверждается внутренним свидетельством Духа Святого» (Бернард Рамм)
Слайд 56
Апологеты Нового Времени (1648-1805)
Блез Паскаль (1623-1662)
Труд: «Мысли» –
направлен против скептицизма, рационализма и атеизма.
Слайд 57
Джон Локк (1632-1704) – английский философ, последователь эмпиризма.
Труд:
«Опыт о человеческом разумении» (1689)
Слайд 58
Джозеф Батлер (1692-1752)
Труд: «Аналогия естественной и явленной религии
строению и существованию природы»
Направленность против рационализма, материализма и деизма
Слайд 59
Уильям Пейли (1743-1805)
Труды: (1) «Христианские свидетельства»; (2) «Естественное
богословие»
Слайд 60
Апологеты Нашего Времени
Р. К. Спраул (1939-)
Слайд 61
Кляйв Стейплз Льюис (1898-1963)
Труды: «Просто Христианство» и др.
Слайд 71
Что такое мировоззрение?
Определение
Мировоззрение – это линза, через
которую люди смотрят на реальность, и их представления во
многом зависят от цвета этой линзы.
Мировоззрение определяет то, как человек рассматривает и интерпретирует реальность.
Слайд 72
Основные мировоззренческие вопросы
Что является первопричиной всего?
Какова
природа внешней реальности?
Что такое человек?
Откуда взялось зло?
Откуда взялось добро?
Что происходит в момент смерти?
Существует ли абсолютная истина и познаваема ли она?
В чем смысл моей жизни?
Слайд 73
Натуралистические мировоззрения
Слайд 74
Атеизм
Бога нет. Атеизм отрицает какое-либо существование бога
и верит в то, что есть только Вселенная и
законы, которые действуют во Вселенной.
После смерти – небытие.
Слайд 75
Агностицизм
Агностицизм – «нет знания». Это некая разновидность
атеизма. Если скептик говорит: «я сомневаюсь», атеист: «я не
верю», то агностик говорит: «я не знаю (не могу знать) существует ли Бог».
Слайд 76
Гуманизм
Человек превыше всего. Он занимает центральное место
в мироздании и все вращается вокруг его интересов и
его запросов
Только человек определяет ценности и истину
Слайд 77
Гедонизм
Всё для наслаждения
Жизнь человека имеет смысл только
в получении удовольствий и наслаждений
Слайд 78
Прагматизм
Прагматизм – цель оправдывает средства.
Все, что приносит
пользу и выгоду считается истинным и правильным.
Философия восходит
к Уильяму Джеймсу (1842-1910)
Слайд 79
Плюрализм
Плюрализм – значит «все правы».
Слайд 80
Релятивизм
Релятивизм – «все относительно». Родной брат плюрализма.
Утверждает, что нет абсолютной истины.
Те, кто имеют определённые
убеждения, рассматриваются релятивистами как фанатики
Слайд 81
Экзистенциализм
Экзистенциализм – вера в то, что существование,
имеет приоритет перед сущностью.
Есть атеистический и теистический экзистенциализмы
Представители:
Серен Кьеркегор (1813-1855); Карл Ясперс (1883-1969) и др.
Слайд 82
Постмодернизм
Постмодернизм – ценит человеческий опыт больше фактов,
предпочитает символизм логике и науке, объединяет веру и разум.
Отрицает
наличие любых стандартов и норм.
Релятивизм и плюрализм – характерная черта постмодернизма.
Слайд 84
Пантеизм
Пантеизм – все бог. Вся вселенная и
есть бог. Ничего не существует вне мира. Бог –
это мир, а мир – это бог. Бог – это космос, а космос – это бог.
Слайд 85
Дуализм
Два вечно противоборствующих между собой начала: добро
и зло
Слайд 87
Теизм
Утверждает, что существует неограниченный, необъятный личностный Бог,
Который сотворил Вселенную. Бог, как высшее и абсолютное существо,
постоянно поддерживает все мироздание Своей всемогущей силой, не давая ему развалиться на мельчайшие атомы, смешаться, так что вещи потеряют свою первозданную сущность, или вовсе исчезнуть, сохраняя в том виде, в котором Он его создал.
Слайд 88
Деизм – вселенная как часовой механизм
Деизм – Бог
создал мир и устранился от управления им
Мир
Бог
Слайд 89
Панентеизм
Означает «все в боге». Вселенная это часть
бога, но сам бог больше, чем Вселенная, точно также
как тело – только часть нас самих, но мы есть нечто большее
ВСЕЛЕННАЯ
Бог
Слайд 90
Политеизм
Вера во многих богов, которые владычествуют в
своих областях или сферах мироздания;
Системы политеизма различаются, есть энотеизм
(генотеизм).
Слайд 91
АПОЛОГЕТИКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКИ
Какое место в апологетике занимает
логика?
Слайд 92
Определение
Логика – 1) наука о законах мышления,
способах доказательств и опровержений; 2) ход рассуждений, последовательность связанных
между собой умозаключений; 3) внутренняя закономерность, продуманность, разумность
Иными словами, логика – это умение правильно мыслить и доказывать истинность своих утверждений.
Слайд 93
Исаия 55:8-9 Мои мысли — не ваши мысли,
ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.
Но
как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших,
и мысли Мои выше мыслей ваших
Либеральный подход:
не пытайтесь этого понять, умом это не постигаемо —
это надо почувствовать, пережить, здесь нет места знанию!
Библейский подход:
Разве не знаете?
Разве вы не слышали?
Разве вам не говорено было от начала?
Разве вы не читали?
Ис. 40:21,28; Матф. 12:3,5, 19:4, 21:16,42, 22:31; Марк 2:25, 12:10,26, 13:14; Лук. 2:49, 6:3; Рим. 6:16, 7:1, 10:19, 11:2;
1 Кор. 3:16, 5:6, 6:2,3,9,15, 6:16, 9:13; 2 Кор. 13:5
Корректность использования логики
Слайд 94
Исаия 1:18 Тогда придите — и рассудим, говорит
Господь.
Если будут грехи ваши, как багряное, — как
снег убелю;
если будут красны, как пурпур, — как волну убелю
Матф. 22:37 Возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим и всею душею твоею и
всем разумением твоим
Рим. 12:2 И не сообразуйтесь с веком сим,
но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная
1-е Кор. 2:16 Ибо кто познал ум Господень,
чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов
(Не чувства, не эмоции, а ум!)
Тексты Писания, говорящие о важности разума
Слайд 95
«Не только из определения, но уже из этимологии
самого слова «апологетика» несложно сделать логическое умозаключение, что основным
инструментом апологетики является именно логика». (Сергей Головин)
Слайд 96
7 НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ПРИНЦИПОВ ПОЗНАНИЯ
Норман Гайслер
Слайд 97
Сущее есть = «принцип существования»
Данный принцип самоочевиден
и не нуждается в доказательстве. Он гласит: нечто существует.
Например, я существую. Даже для того, чтобы отвергать этот принцип я должен существовать….
Слайд 98
Сущее есть сущее = «принцип тождественности»
Он значит, что
существо должно быть равно самому себе. Иначе оно не
было бы самим собой.
Например, я могу написать: «я не равен самому себе». Однако, чтобы сделать подобное заявление, человек должен в полной мере соответствовать самому себе
Слайд 99
Бытие не есть небытие = «принцип непротиворечивости»
Бытие не
может одновременно и в одном и том же месте
и быть и не быть.
Например, «я существую и одновременно, я не существую…» - абсурд.
Слайд 100
Или бытие, или небытие = «принцип исключенного третьего»
Поскольку
бытие и небытие противоположны друг другу, то может быть
только либо бытие, либо небытие…
Норман Гайслер: «Любая попытка отрицать, что все осмысленные высказывания должны быть непротиворечивыми, по самой своей сущности, как осмысленное высказывание, должна быть непротиворечивой».
Слайд 101
Небытие не может породить бытие = «принцип причинности»
Это
значит, что только бытие может породить бытие.
Н. Гайслер:
«Ничто» даже не существует, а ведь лишь то, что существует, может стать причиной существования, ибо само понятие «причины» подразумевает нечто существующее, что располагает возможностью воздействовать на другую сущность. Из абсолютно «ничего» абсолютно ничего не получится».
Слайд 102
Принцип «сохранения возможности»
«Если нечто не может быть порождено
«ничем», то не может оно и порождаться тем, что
могло бы быть ничем, то есть таким существом, существование которого лишь возможно».
Здесь требуется наличие «Необходимого Существа» – то есть, такого, которое должно иметь безусловное бытие (независящее от вторичных причин)
Слайд 103
Принцип «необходимого бытия первопричины»
«Коль скоро нечто существует, отсюда
следует, что причина, породившая нечто, должна существовать с необходимостью
(всегда). Ведь если бы причина не существовала с необходимостью, то нечему было бы породить «нечто», которое все-таки существует. Так как невозможно, чтобы «ничто» породило нечто, то необходимо, чтобы первопричина существовала всегда». (Н. Гайслер)
Слайд 104
ТЕИСТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ В КЛАССИЧЕСКОЙ АПОЛОГЕТИКЕ
Слайд 105
Космологический
Вселенная не является вечной, поэтому она должна
была иметь свою Причину. Эту причину следует считать Богом.
Суть
доказательства:
Все, что имело свое начало, имело свою причину
Вселенная имела начало
Следовательно, Вселенная имела свою причину
Слайд 106
Онтологический аргумент
Бог по определению – самая величественная сущность
из всего, что можно себе представить;
Величественней существовать в реальности,
чем существовать только в представлениях;
Следовательно, Бог должен существовать в реальности. Если бы Он не существовал, Он бы не был величайшей возможной сущностью.
Слайд 107
Телеологический Аргумент
Часы демонстрируют нам, что они были собраны
для разумной цели (показывать время)
Мироздание по сравнению с
часами демонстрирует более весомые свидетельства своей устроенности
Следовательно, если существование часов подразумевает существование часового мастера, то существование мироздания подразумевает существование еще более величественного Устроителя
Слайд 108
Нравственный Аргумент
Аргумент исходит из человеческого чувства добра
и зла и из стремления к справедливости.
Далее утверждается,
что должен существовать Бог, Который является источником добра и зла, Который однажды воздаст по справедливости всем людям
Слайд 109
Аргумент от истины
Августин обратил внимание на этот аргумент.
1) Наш ограниченный ум способен открывать вечные истины о
бытии
2) Истина пребывает в уме
3) Но человеческий ум не вечен;
4) Значит, должен быть вечный ум, в котором пребывают эти вечные истины
Слайд 110
Аргумент от происхождения идеи Бога
У нас есть идеи
многих вещей;
Эти вещи либо порождены нами, либо приходят из
вне;
Одна из этих идей – идея Бога: бесконечного и абсолютного существа;
Причиной возникновения этой идеи не можем быть мы сами, поскольку мы несовершенны…
Следовательно, причиной этой совершенной идеи должно быть что-то не менее совершенное вне нас…
Но только Бог совершен..
Значит, сам Бог и должен быть причиной возникновения в нашем уме идеи о Боге
Следовательно, Бог существует.
Слайд 111
Преимущества и недостатки теистических аргументов
Слайд 112
Преимущества
Они помогают верующему в формировании правильного мировоззрения даже
с помощью вне библейского откровения;
Они укрепляют веру христиан;
Они побуждают
верующего больше прославлять Бога, если используются как иллюстрация частному Божьему откровению;
Опровергают ложные представления неверующих людей;
Не обходят стороной человеческий разум;
Косвенно подготавливают разоблаченного неверующего человека к принятию веры;
Слайд 113
Недостатки
Они основаны больше на разуме, а не
на Писании
Здравомыслие и логике не являются стандартом истины
Разум ограничен
и склонен к заблуждениям
Нельзя рассуждать физически о метафизическом
Есть очень умные неверующие ученые, которые могут перехитрить и переспорить верующих
Они не доказывают на «все сто» существование Бога
Они указывают, что существование Бога «более вероятно, чем Его отсутствие… »
Они доказывают теизм, а не монотеизм и христианского Бога
Они не дают спасения – «и бесы веруют»
Слайд 115
БИБЛЕЙСКАЯ АПОЛОГЕТИКА
Основания для библейской апологетики
Слайд 116
5 ключевых вопросов
Что такое истина?
Кто такой
Бог?
Что использует Бог для того, чтобы спасать людей?
Откуда берется вера?
Какие препятствия встречаются на пути познания Бога?
Слайд 117
Что такое истина?
Практически все люди ссылаются на обладание
истиной
Культы
Мировые религии
Христиане
Мы с вами
Слайд 118
Даже это высказывание скептика претендует на истину: «Мы
все ошибаемся. Мы таковы по природе. Мы ошибаемся и
тогда, когда хотим понять, где и в чем мы ошибаемся; в тот момент когда мы не ошибаемся, мы не думаем, что ошибаемся. Следовательно, в каждом отдельном случае мы не можем знать, ошибаемся мы или нет. Другими словами, если мы можем ошибаться, мы можем ошибаться и в оценке того, ошибаемся ли мы сейчас. Если мы ошибаемся иногда, то мы всегда можем ошибаться, а если мы можем ошибаться всегда, то мы можем ошибаться и на этот раз»
Слайд 119
Определение истины
Объективна
«Объективная истина» не определяется моим отношением к
чему-то;
«Объективная истина» не зависит от моего существования
«Объективная истина» не
означает «известна всем» или «та, в которую верят все»
«Объективная» не означает «доказанная публично»
«Объективная истина» означает «истина, независимая от того, кто её знает, и от его сознания». Например: «мне щекотно» – субъективная истина; «Платон написал трактат «Государство»» – объективная истина
Слайд 120
Вне человека
«Слово Твое есть истина» (Ин. 17:17) –
Писание – тест истины
«Я есть истина..» (Ин. 14:6)
– Иисус – тест истины; Он говорит: «истинно, истинно говорю…»
«Дух истины» (Ин. 14:17) – Дух Святой – тест истины
«Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3:4) – Отец – тест истины
Слайд 123
Что использует Бог для спасения людей?
Вера – «веруй
в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты…» (Деян. 16:31;
Ин. 3:16; Еф. 2:8)
Писание – «как возрожденные… от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1Петр. 1:23)
Молитва – «Братия! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (Рим. 10:1; 1Тим. 2:1-4)
Святой Дух – «и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8)
Благочестивая жизнь – Иоанна 13:35; 17:23)
Евангелие – «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божья ко спасению» (Рим. 1:16)
Слайд 124
Откуда берется вера?
«Итак, вера от слышания, а слышание
от Слова Божия» (Рим. 10:17)
«Ибо благодатью вы спасены через
веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8)
«слово веры, которое проповедуем…» (Рим. 10:8)
«Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3)
«Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3)
Слайд 125
Препятствия на пути познания Бога?
Препятствие 1 – сам
человек
Человек духовно мертв (Еф. 2:1-3)
У невозрожденного человека помрачен разум
У невозрожденного человека развращена воля
У невозрожденного человека развращена совесть
Препятствие 2 – Сатана и его бесы
Слайд 126
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Теизм
Существование зла
Слайд 127
Теизм. Существует ли бог?
Несколько аргументов от атеистов
Слайд 128
Происхождение Вселенной согласно атеизму
Слайд 129
Аргумент от зла
Если бы существовал Бог, не было
бы зла.
Зло есть
Следовательно, Бога нет.
Слайд 130
Библейская альтернатива
Существует Суверенный, Всемогущий и Всеблагой Бог
Существует зло
Следовательно,
Бог допустил зло
Следовательно, у Бога есть цель почему Он
допустил зло
Слайд 131
Аргумент «от молчания»
Бертран Рассел, британский философ-атеист: «Недостаточно доказательств,
Господи, недостаточно доказательств!» – таков знаменитый ответ.
Слайд 132
Ричард Докинз
Как бы вторя Расселу, Ричард Докинз отвечает:
«Когда я предстану пред Ним, то спрошу: Сэр! Почему
вы так много прикладывали усилий, чтобы Себя спрятать»???
Слайд 133
Существует ли Бог?
Свидетельства Писания (Быт. 1:1 и далее)
Свидетельства
окружающего мира (Рим. 1:20; Пс. 18:1-3)
Логическая аргументация философского характера
Слайд 136
1 Доказательство: «Большой взрыв»
Раньше люди верили в то,
что Вселенная существует вечно.
В XX веке было научно доказано,
что наша Вселенная имела начало. Эта идея получила название «Теория Большого Взрыва».
Слайд 137
Свидетельство от Джастроу
Джастроу, убежденный агностик сказал: «Существование того,
что я, как и любой другой человек, назвал бы
действием сверхъестественных сил, является теперь, насколько я знаю, научно доказанным фактом»
Слайд 138
Далее он добавил: «Ныне мы видим, что научные
данные свидетельствуют в пользу библейских представлений о происхождении мира.
Детали отличаются, но существенные элементы в астрономическом и в библейском описании происхождения мира совпадают: цепочка событий, заканчивающихся появлением человека, начинается резко и внезапно, в предопределенный момент времени, со вспышки света и всплеска энергии»
Слайд 139
Итог книги: «Бог и астрономы»
«Для ученого, который жил
верой в могущество разума, эта история кончается словно ночной
кошмар. Он преодолел горные хребты невежества; он приступил к покорению величайшей вершины; взобравшись, наконец, на последний уступ, он встречается с компанией богословов, которые сидят там уже не одно столетие»
Слайд 140
Итог:
Теперь, если Вселенная имела начало, у нас возникает
вопрос: что или кто стал причиной появления Вселенной?
Ответ учёных:
«этого не знает никто»? (Ричард Докинз)
Слайд 141
2 доказательство: закон «Биогенеза»
Слайд 142
Во времена Средневековья, что крысы и мухи появляются
из мусора, а мыши – из зерна в амбарах.
В
середине XIX века Луи Пастер опроверг эту теорию, открыв существование микробов.
Слайд 143
«Закон биогенеза»
«Био» – означает жизнь. «Генез» – значит
начало. Биогенез стал известен как один из наиболее универсальных
научных законов: жизнь происходит от жизни! Так происходит всегда.
Теория самопроизвольного (Абиогенез) зарождения была отвергнута, поскольку оказалась неприемлемой с научной точки зрения.
Слайд 145
Кто создал Бога?
Бог – Дух. Его невозможно изучить
научным методом. Следовательно, Его существование нельзя ни доказать, ни
опровергнуть.
Замечание 1: «всё, что начало существовать» имеет свою причину
Замечание 2: Бог не самопричинное, а беспричинное Существо
Слайд 146
Итог:
Откуда взялась Вселенная?
Физические законы и законы логического
мышления свидетельствуют о том, что Вселенная имела начало, следовательно,
она должна была иметь причину своего появления – Бога. (Сюда можно отнести: устроенность Вселенной, чувство нравственности, наличие информации и т.д.)
Слайд 148
Библейские доказательства
Иоанна 4:24
1Тим. 1:17
1Тим. 6:15-16
Пс. 18:1-7
Рим. 1:19-20
Слайд 150
Различные взгляды на существование зла
Слайд 151
Атеизм – подтверждает реальность зла и отрицает реальность
Бога.
Пантеизм – подтверждает наличие Бога и отвергает наличие зла.
Теизм
– подтверждает реальность Бога, и зла.
Слайд 152
Силлогизм для объяснения происхождения зла
Бог есть создатель всего
сущего
Зло существует
Следовательно, Бог есть Создатель зла.
*** Заметьте, отказ от
(1) – приводит к дуализму, отказ от (2) – приводит к пантеизму.
Слайд 153
Каково же решение?
Зло – не существо, или субстанция,
а «изъян», «дефект». Таким, образом получается следующий силлогизм:
(1) Бог
сотворил всякую сущность
(2) Зло не является сущностью
(3) Следовательно, Бог не сотворил зло.
Итог: зло – дефект в благой сущности. Она как ржавчина на автомобильном кузове, или гниль в дереве. Зло существует в другом, но не в самом себе.
Слайд 156
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса
Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в
небесах, 4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, 6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, 7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, 9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, 10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.(Еф.1:3-10)
Слайд 157
Что необходимо, чтобы церковь могла существовать?
Создание человека
Воплощение Христа
(Евр. 10:5)
Смерть Христа (Деян. 2:23; 4:27-28; 1Петр. 1:18-20; Евр.
9:26)
Допустить грехопадение и зло