Слайд 3
…Новгородский князь Гостомысл остался без наследника. Все четыре
сына в боях погибли. Кому власть передать? Внукам? Дочерей
у Гостомысла – три, все замужем за соседними князьями. Средняя, Умила, - за варяжским.
Слайд 4
Про Умилу однажды привиделся Гостомыслу вещий сон
Как будто
дала она жизнь чудесному дереву, плодами которого все люди
земли насытятся. И понял старый князь, что именно ее детей должен сделать своими наследниками.
Слайд 5
По завету Гостомысла призвали новгородцы сыновей Умилы
Старший, Рюрик,
стал князем в Новгороде. Его братья, Трувор и Синеус,
- в Изборске и Белоозере.
Слайд 6
Случилось это в 862 году. Предания, что дошли
до нас от тех времен, рассказывают эту историю по-разному.
Одно известно доподлинно: потомки Рюрика собрали русские земли и создали единого государство – Русь. И правили им более 700 лет.
Слайд 7
Князь Олег
(княжил на Руси 879 – 912)
Слайд 8
Когда Рюрик умер,
его сын Игорь был еще мал.
Новгородским князем стал Олег - брат жены Рюрика Ефанды
Слайд 9
С Олега начинается становление Русского государства
Храбр и мудр
был Олег. И в битвах ему везло. Говорили о
нем, что он – вещий: мог предвидеть будущее.
Слайд 10
Олег сумел стать князем в Киеве, ставшем центром
славянских земель
Он взялся за объединение русских племен. Тем, кто
признавал его власть, он давал защиту, а она была очень нужна в борьбе со степняками-кочевниками, хазарами и печенегами. Олег не раз побеждал их.
Слайд 11
Воевал Олег и с могущественной Византией
Столица Византии Константинополь
считалась неприступной. Олег подошел к ней на ладьях под
парусами… по суше! Ладьи он повелел поставить на колеса. Византийцев так устрашило это небывалое зрелище, что они запросили мира.
Слайд 12
Согласно легенде, Олегу было предсказано, что он примет
смерть от своего боевого коня.
Олег приказал поить и кормить
коня, но сам на него больше не садился. Через некоторое время он узнал, что коня уже нет в живых. Олег пошел посмотреть на кости своего любимца. Из черепа коня выползла змея, ужалила Олега, и он умер.
Слайд 13
Великий русский поэт А. С. Пушкин описал это
предание в своем знаменитом стихотворении «Песнь о Вещем Олеге».
Слайд 14
Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги
Слайд 15
Князь Игорь
(ок. 878 - 945; княжил 912
– 945)
Слайд 16
Князь Игорь был сыном Рюрика.
Предположительно в момент
смерти Рюрика ему было 3 года.
Слайд 17
Игорь совершил два похода на Царьград. Первый раз
византийцы сожгли его ладьи «греческим огнем» - так называлась
горючая смесь смолы, нефти, серы и селитры
Слайд 18
Но второй раз императору Византии пришлось заплатить Игорю
дань.
Слайд 19
Осенью 945 года Игорь по требованию своей дружины
отправился за данью к древлянам
Игорь произвольно увеличил величину дани
прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение: «Поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё».
Слайд 20
Игорь отпустил дружину домой.
Сам с малой частью дружины
вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет
снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесёт все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит» […] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».
Слайд 21
Княгиня Ольга
(около 920 — 969, княгиня 945 – 960)
Слайд 22
Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть
мужа
Она сожгла их город Искоростень. Княгиня Ольга правила государством
вместе с сыном Святославом.
Слайд 23
Согласно Повести временных лет, Ольга была родом из Пскова
Житие
святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в
деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска». По мнению ученых, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых первой половиной Х века.
Слайд 24
Согласно летописи, князь Игорь погибает в 945году от
рук древлян
Наследнику престола Святославу тогда было только три года,
поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.
Слайд 25
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове
Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала
Княгиня
последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности их народ. Древнерусский летописец подробно излагает, как Ольга мстила за смерть мужа.
Слайд 26
Первая месть
Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую
киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе
терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
Слайд 27
Вторая месть
Ольга попросила для уважения прислать к ней
новых послов из лучших мужей, что и было с
охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
Слайд 28
Третья месть
Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли
древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа.
Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.
Слайд 29
Четвертая месть
В 946 году Ольга вышла с войском
в поход на древлян. Киевская дружина победила древлян в
бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. По «Повести временных лет» после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой.
Слайд 30
После расправы с древлянами Ольга стала править Русью
до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась
фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не уделял внимания управлению государством.
Слайд 31
Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские
и псковские земли, назначая там уроки (дань), после чего
вернулась к сыну Святославу в Киев.
Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.
Слайд 32
Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси
(первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем
Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.
В 945 году Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун.
Слайд 33
Ольга мечтала сделать Русь богатым и сильным государством
Ольга мечтала сделать Русь богатым и сильным государством. Она
отправилась в Византию, чтобы посмотреть, как император управляет страной. Там, в Византии, Ольга приняла христианство.
Слайд 34
Христианскую веру знали на Руси и раньше. По
легенде, в землях полян побывал некогда апостол Андрей –
ученик Иисуса Христа.
Слайд 35
Неохотно отказывалась Русь от поклонения языческим богам
Ольга же
всем сердцем приняла новую веру. В византийской столице ее
крестным отцом стал сам император Константин Багрянородный.
Слайд 36
Ольга была похоронена в земле в 969 году
по христианскому обряду.
Её внук князь Владимир I Святославович перенёс
в 1007 году мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию, тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «свѣтѧщєѥсѧ ѩко солнцє» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление.
Слайд 37
В 1547 году Ольга причислена к лику святой
равноапостольной
Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в
христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).