Слайд 2
Обзор и обсуждение содержания романа
Выявление читательской позиции учащихся
Развитие
навыков монологической речи
Цель урока
Слайд 3
Сюжет - ?
Фабула - ?
Композиция - ?
Словарная работа
Слайд 4
Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом
порядке.
Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в том
порядке, в каком о них сообщает автор.
Вопрос к классу:
Как вы себе представляете причины такого расположения частей?
Слайд 5
Такое построение произведения дает автору возможность:
Максимально заинтересовать читателя
судьбой Печорина.
Проследить историю его внутренней жизни.
Образ Печорина раскрывается двояко:
с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия.
При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.
Слайд 8
Реализация домашнего задания
Вопросы для выявления восприятия:
«Бэла» - Почему
рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста
Максима Максимыча?
«Максим Максимыч» - Кто описывает портрет Печорина? Почему? Почему сцена встречи Печорина и Максима Максимыча заставляет сочувствовать и Печорину тоже?
«Тамань» - Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?
«Княжна Мери» - Можно ли согласиться с Печориным, что в нем «таились силы необъятные»? Чем дорожит Печорин больше всего на свете? Доказать, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений.
«Фаталист» - Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение? Как Печорин испытывал судьбу? О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?
Слайд 9
Диспут на тему
«Печорин герой своего времени»
Почему Лермонтов выделил
такую личность на фоне других героев?
Почему несмотря на неблаговидные
поступки, Печорин лучше всех остальных героев?
Слайд 10
«Герой нашего времени» в критике
Появление романа М.Ю.Лермонтова сразу вызвало острую полемику, выявившую
популярную противоположность его истолкований и оценок. Раньше других с необычайной верностью оценил «Героя…» В.Г.Белинский, в первом же печатном отклике на роман отметивший в нем «глубокое чувство действительности», «богатство содержания», «глубокое значение человеческого сердца и современного общества», «самобытность и оригинальность» произведения, представляющего «совершенно новый мир искусства».
Белинского на сущность и значение «Героя…» во многом развили
в новых исторических условиях Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.
Чернышевский указал роль «Героя…» в формировании психологического анализа в произведениях Л.Н.Толстого («диалектика души»). Вместе с тем соглашаясь признать за Печориным значение социально – психологического типа своего времени, революционеры несколько недооценивали нравственно – философское содержание этого образа, порой излишне прямолинейно противопоставляя ему и другим «лишним людям» 30 – 4- годов 19 века разночинцев- шестидесятников.
Слайд 12
Отсутствие общественно-полезной деятельности у
Печорина, рассматриваемое с позиции современных задач, трактовалось Добролюбовым как
проявление социальной сущности его характера, я которой «обломовщина» («Что такое обломовщина?», 1859).
Герцен оказался более историчным в истолковании значения и сущности «лишних людей», в частности Онегина и Печорина. В статье «Лишние люди и желчевики» (1860) выступая против их отождествления с современными либералами, он подчеркивал, что «лишние люди были тогда столь же необходимы, как необходимо теперь, чтобы их не было».