Слайд 2
Само слово «домовой» появилось на Руси где-то в
XVII-XVIII веках, однако понятие о духе, живущем в доме
и во дворе, появилось гораздо раньше (XIV-XV). По своим проявлениям этот дух был очень сходен с домовым и часто назывался «бесом-хороможителем», возможно, такое название связано с шумной вознёй, на которую иногда способен домовой.
Слайд 3
Знающие люди говорят, что домовой живёт в каждом
доме. Неважно, что это за дом. Городская квартирка, добротный
сельский дом или графский замок, везде есть свой хранитель. Его главная обязанность - следить за порядком в доме. А если порядок в доме не соблюдать, может и беду накликать. Сначала вилки-ложки полетят, потом…
В общем, «ребята, давайте жить дружно» с домовым.
Слайд 4
Как не обидеть домового
Домовой очень не любит, когда
в доме свистят, и может навсегда уйти из дома.
Домовым также очень не нравится табачный дым, поэтому никогда нельзя курить в своем доме, так как дым этот оседает на домашнюю утварь, мебель и не выветривается.
Если у вас гостят злые люди, домовой будет пытаться выжить таких людей любыми способами: он может душить, давить на них.
Слайд 5
Иногда, чтобы предупредить, домовой может прыгнуть на грудь
спящего человека и разбудить, в этот момент его надо
спросить: «К добру или к худу?» Домовой должен очень тихо ответить человеческим голосом. Некоторые его сбрасывали на пол, домовой при этом кряхтел, но не обижался, так как сонному человеку это простительно
Слайд 6
ИМЕНИННЫ
О защите дома полагалось
помнить постоянно, но
устанавливались
и специальные
дни, в которые нужно было призывать
ее
с особой силой. Так возникали
праздники в честь духов-хранителей. У наших предков один из таких праздников приходился на день 10 февраля – этой дате народный календарь не изменил и с принятием христианства.
Слайд 7
Чудеса были связаны с домовым, который 10 февраля
считался именинником. В качестве такового он мог разгуляться –
расшалиться и, чтобы не разошелся «через край», его полагалось «унимать». Обряд унимания заключался, прежде всего, в угощении.
Слайд 8
Где-то ставили на печь или за нее кашу
в горшке, да не просто так, а обкладывая угольками,
чтоб не остыла до полуночи, когда «суседушка» придет ужинать; где-то – наливали молока в миску. Кое-где за ужином ставили прибор «для хозяина» и накладывали в предназначавшуюся для него посудину всех кушаний, что подавались к столу. А если баньку топили, то уходя из нее, оставляли ведро и веник – чтоб «батюшка» тоже мог попариться ради праздничка.