Слайд 2
История возникновения Филимоновской игрушки
Ты откуда пришла к нам
такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для
игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далёких времён.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Легенда
Давно это было, так давно, что уж точно никто не помнит, когда именно. Шло на нашу землю жестокое воинство, орда дикая и несметная. Поняли наши предки, что не одолеть им одним вражью силу. А надо вам сказать, что юная и прекрасная дочь нашего предводителя, была без памяти влюблена в Нестора, устюжского витязя. С Великим Устюгом мы всегда, как кумовья были. Нет, конечно, бывало, что и ссорились, и друг дружке кровь пускали, но это от молоденчества, а не по злобе. Вот послала наша красавица Нестору прощальное письмо: “ Так и так, друг моего сердца незабвенный, не суждено нам насладиться нашей красотой и молодостью, конец нам приходит, всей земле нашей. Прощай и не поминай лихом”. Уговорил влюбленный Нестор отца своего Анфанаила войско собрать, на помощь братьям идти. И вот вышли наши войны к краю. Раздерихинского оврага поджидать вражью силу, чтобы умереть, да не сдаться. А вражья сила тут как тут, в ночь и подошла, лигами гремя, без факелов, чтобы врасплох застать. Всю ночь бились два войска, никакой стороне перевеса не было. А как только утречка наступило, как только солнышка взошло, тут, а живых кровь-то и остановилась. Не с вражьей силой дрались, не с кощеевой ордой, а со своими, с устюжским доблестным воинством. Они, оказывается, есть не ели, пить не пили - на помощь спешили потому и факелов не разожгли. И во время того смертного боя обнажилась в овраге земля, глина красная да мягкая показалось. Вдовы с выплаканными глазами, понаделали из нее свистулек, да засвистели, да решили свистеть до окончания веков, чтобы никогда своих да чужих больше не принять, чтобы кровь свою не проливать, и не губить молодую любовь. По большим праздникам собирается вятский народ на площадях, покупает наши игрушки, свистульки особенно, и весь день ходит и свистит. И такой день называется свистопляской.
Слайд 4
История промысла
По легенде
деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона –
беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
Слайд 5
Филимоновская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области.
Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х годах последние
мастерицы, возродившие забытое ремесло.
Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева сXVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
Слайд 6
Особенности Филимоновской игрушки
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют
традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей —
монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных
Слайд 7
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и
длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую
голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.
Слайд 8
Изготовление и роспись игрушки
Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят
там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из
красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
И солдатиков войско цвет.
Слайд 9
Изготовление игрушки
Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная.
Из неё вытягивают мастерицы всю фигурку сразу - при
этом способе лепки, игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина "садится", и тогда приходится снова "подтягивать", приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не "замрет".
Роспись игрушки
После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят жёлтые полоски и пятна, потом их обводят красным "пёрышком", потом зелёным, синим, иногда фиолетовым. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на жёлтый - получается зелёный, красный на жёлтый даёт, как здесь говорят, "жарный" (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «ёлочка", яркая "ягодка", лучистая "звёздочка", или "солнышко", сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, ёлочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.
Слайд 11
Все игрушки очень весёлые, и когда их много
- это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские
игрушки, то невольно появляется радостное настроение.