Слайд 2
Лён — всему душа
Лён - росток
русской культуры, из которого с давних времен получают льняное
волокно, называемое "северный шелк" и используемое для выработки тканей и изделий бытового и производственно-технического назначения.
Слайд 3
В древнерусские времена, когда была основана
Кострома, прядение и ткачестве занимали одно из важнейших мест
в хозяйстве, как промыслы, тесно связанные с изготовлением одежды и других предметов быта.
Археологический материал свидетельствует, что уже с X века тканье производилось на ткацком вертикальном стане, который отличался от крестьянского стана XIX вв.,
Слайд 4
Лен был основным
материалом, из которого в то далекое время шили одежду
Льняная ткань, различавшаяся по качеству и фактуре, использовалась по разному.
Основой женского костюма была рубаха из льна, поверх которой в праздники одевалась богатая рубаха, украшенная по подолу и рукавам разноцветной тесьмой с магическими охранительными узорами. Дополнял женский костюм головной убор -венец или очелье, и целый набор головных, шейных, нагрудных, наручных украшений.
Слайд 5
Льнопромышленность
Одна из первых льнопрядильных фабрик
была основана в 1859 г. московскими купцами А.А. и
К. А. Зотовыми на 1600 веретен. В 1901 г. на фабрике работало 23 тыс. веретен. В Товарищество входило льнопрядильное, ткацкое и белильное отделения с числом рабочих более 2 тыс. человек.
Слайд 6
Одним из владельцев Костромской льняной фабрики был знаменитый
купец Павел Третьяков- основатель Третьяковской галереи. На этой картине-
вид старинной льняной мануфактуры, на прибыль от которой Третьяков покупал картины.
В 1913 г. были выпущены юбилейные полотенца с изображением юбилейных дат: 1613-1913 гг. и гербов: Российской империи и Романовского. Такие полотенца были преподнесены в дар императору Николаю II во время его пребывания в Костроме
Слайд 7
Современность
Картины из льна
Льняные изделия- скатерти, салфетки
Слайд 8
Плетение из бересты
Из бересты плели лапти,
корзины, пестери, короба для хранения продуктов, делали различные украшения.
Изделия из бересты обладают многими привлекательными для человека качествами. Они красивы, легки, просты и доступны в изготовлении, продукты в них долго не портятся и в них не заводятся различные вредители. Молоко или квас, налитые в берестяные туеса, остаются холодными и долго не портятся.
Слайд 9
Островское – Семеновское лапотное
Слайд 11
Иконопись
Чудотворная Овиновская икона Божией Матери
Феодоровская
икона Божьей Матери
Слайд 12
Костромской ювелирный промысел.
Ювелирный промысел в
Костромской области зародился в 10-14 вв. Широкое распространение ювелирный
промысел в Костроме получил в 17 в. В это время недалеко от города, в селе
Красносельское, полным ходом развивается кустарное производство украшений. Работы провинциальных ремесленников не уступают своим качеством изделиям столичных мастеров, их отличает исконно русский, народный "дизайн" и относительная дешевизна
Слайд 13
В конце 19 в. Красносельский промысел
занимает ведущее место среди ювелирных промыслов России. Местные умельцы
делают не только женские украшения, в их ассортимент входят изделия культового назначения: образки, складни, иконки и кресты. В 1937 г. на выставке в Париже изделия красносельских мастеров были отмечены дипломами и другими высокими наградами. С середины 20 в. у красносельских ювелиров начался новый этап. Артель "Красный кустарь" была преобразована в завод, который существует и сегодня. Предприятие выпускает самую разнообразную продукцию: от традиционных женских украшений до шкатулок, ваз, портсигаров и винных наборов
Слайд 14
В государственном историческом музее в Москве и Костромском
музее-заповеднике хранятся работы талантливого серебреника - крестьянина вотчины графа
Орлова из села Сидоровского - Раткова Григория Степановича (1783 - 1788). В 1783 г. Ратков завершает работу над серебряным окладом киота для иконы Федоровской Богоматери, которая почиталась костромичами как покровительница города.
Из Сидоровской ризочеканной мастерской вышло не одно поколение известных мастеров: Ратковых, Хахановых, Прохоровых, чьи изделия украшали алтари храмов крупнейших монастырей и церквей России.
Слайд 15
В 1897 году Министерство финансов по инициативе Костромского
уездного земства открывает в с. Красное класс технического рисования
с целью поднятия художественного вкуса кустарей и художественной направленности изделий. В 1904 г. класс технического рисования был преобразован в учебное заведение более высокого типа - художественно-ремесленную мастерскую золото-серебряного дела. Именно тогда и начала свое шествие знаменитая в будущем красносельская скань.
Слайд 16
Деревянное зодчество Костромы.
Сложно представить себе Древнюю Русь
без красивой избы, выстроенной из дерева. Дома раньше строились
без гвоздей и пил — одними топорами. Оттого и говорили «рубить избу».
Слайд 17
Взяв от византийских учителей все самое
лучшее, наши мастера во многом переросли византийских. Да и
русское искусство стало отличаться со временем от византийского: для наших построек характерно наличие башенок, пристроек, переходов, сеней. Чаще всего строения были многоярусными и всегда украшенными художественной резьбой.
Слайд 18
Деревянное зодчество сегодня
Сегодня в Костроме мало
деревянных сооружений: это считается непрактичным и ненадежным. Современные люди
мало что знают о традициях строения настоящей русской избы, а в самом городе не осталось ни одной древней деревянной постройки. Именно поэтому в Костроме на территории Нового города Ипатьевского монастыря открылся музей деревянного зодчества: здесь собрались настоящие деревянные произведения искусства: церкви, избы, часовни, которые все вместе дают ощущение того, что вы попали в русскую деревню.
Слайд 19
Первой на территорию монастыря прибыла Спасская
церковь из села Вежи. Она уникальна тем, что построена
на сваях — место, в котором она стояла, по весне заливало водами рек Костромы, Идоломши и Соти. Потому ее и поставили на дубовые сваи.
К сожалению, в 2002 году, 4 сентября церковь сгорела. Всего в России подобных церквей на сваях осталось только две — обе находятся в Кижах.