Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Народные промыслы России презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

История русской матрешки Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи
«Матрешка- душа России»    …уникальная русская игрушка, История русской матрешки Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых История русской матрешки Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу Сергиевская игрушкаНесмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Семеновская и мериновская матрешкиС давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой Полховская игрушкаПочти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – Вятская игрушкаПожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки – родом Авторская игрушкаС середины 1980-х годов приобретают известность авторские работы Главного художника Загорской Матрешки по сказкам (авторская игрушка) Использование технических средств в обучении: Изобразительная деятельность: Использованы материалы  с порталов :  -http://soldatru.ru/art - https://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov Спасибо за внимание!
Слайды презентации

Слайд 2 История русской матрешки
Рассказывают, что в конце XIX

История русской матрешки Рассказывают, что в конце XIX века в семью

века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и

меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

Слайд 3 История русской матрешки
Местом же рождения новой оригинальной

История русской матрешки Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей

игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская –

магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.
Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.


Слайд 4 Сергиевская игрушка
Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки

Сергиевская игрушкаНесмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал

всё же стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший в

России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”.
Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.
Тематика сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.
Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным сергиевским каноном.

Слайд 6 Семеновская и мериновская матрешки
С давних времен жители лесного

Семеновская и мериновская матрешкиС давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной

Заволжья занимались художественной обработкой дерева. В конце XX столетия

сложились и игрушечные промыслы. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А село Мериново близ города Семенова было известно своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки.
В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров.
В течении почти двадцати лет именно мериновцы лидировали среди матрешечников Горьковской (Нижегородской ) области, хотя в 1931 году в близлежащем городе Семенове была организована специализированная артель по производству сувениров, включая матрешки.
В 1953 году семеновкие изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом. Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрешек в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске. Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет. Все это позволило матрешке с берегов Волги естественно и без болезненно влиться в круг характерных для тех мест изделий.


Слайд 8 Полховская игрушка
Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась

Полховская игрушкаПочти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка

еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан,

или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.


Слайд 10 Вятская игрушка
Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой

Вятская игрушкаПожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки –

тип матрешки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи,

в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного оформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.

Всеобщая мода на матрешку не только обогатила ассортимент русских промыслов, но и вывела эту игрушку за пределы национальных границ. В 1960 годы появились башкирские и марийские матрешки, расписанные в национальных традициях.


Слайд 12 Авторская игрушка
С середины 1980-х годов приобретают известность авторские

Авторская игрушкаС середины 1980-х годов приобретают известность авторские работы Главного художника

работы Главного художника Загорской фабрики игрушек №1 С.Л. Нечаева.

В собрании Художественно – педагогического музея игрушки Сергиева Посада можно увидеть две выполненные им матрешки. Их объединяет подчеркнутая декоративность, сочный колорит и ставшее классическим для загорской (сергиевской) матрешки сочетание цветов – синего, красного, желтого, зеленого.
В иной, мягкой, изысканной цветовой гамме работала в этот же период И.А. Марачева. Ее матрешки с росписью по мотивам русских шалей в теплых бежево – коричневых тонах по выжженному контуру резко контрастируют с многоцветием работ С.Л. Нечаева. При этом антиподами их назвать нельзя. Работы обоих мастеров наглядно демонстрируют почти безграничные возможности этого жанра декоративно – прикладного искусства.
Конец 1980-х годов можно смело назвать периодом второго рождения матрешки в Сергиевом Посаде.
В настоящее время творчество в этой области достигает своего художественного расцвета.


Слайд 14 Матрешки по сказкам (авторская игрушка)

Матрешки по сказкам (авторская игрушка)

Слайд 15 Использование технических средств в обучении:

Использование технических средств в обучении:

Слайд 16 Изобразительная деятельность:

Изобразительная деятельность:

Слайд 17 Использованы материалы с порталов : -http://soldatru.ru/art - https://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov

Использованы материалы с порталов : -http://soldatru.ru/art - https://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov

  • Имя файла: narodnye-promysly-rossii-prezentatsiya-k-uroku-po-okruzhayushchemu-miru-podgotovitelnaya-gruppa.pptx
  • Количество просмотров: 111
  • Количество скачиваний: 0