Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости.
А.С. Пушкин
Любовь к родному краю, знание его истории —
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Д.С. Лихачев
Слайд 3
Большие пространства русской земли стали причиной того, что
обряды, связанные с земледельческим календарем, укладом жизни самой большой
группы населения России — крестьянства, сложны и разнообразны. Столь же сложна и разнообразна традиционная русская одежда. Это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранять.
Слайд 4
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской
одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения,
а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Слайд 5
Основные элементы русского народного костюма сложились еще в
Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя
«сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья). По всей территории России девушки и женщины носили длинную рубаху, преимущественно белого цвета, сшитую из прямых полотнищ льняной или конопляной ткани домашнего изготовления.
Слайд 6
Представление о русском женском костюме обычно связано с
сарафаном (платья без рукавов). Сарафан носили не только крестьянки,
но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Его надевали поверх прямой рубахи. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.
Слайд 7
Не менее важной декоративной и богато украшенной принадлежностью
как северного, так и южного женского крестьянского костюма был
передник, закрывающнй женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лептами. Края передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.
Слайд 8
Важной, а подчас и обязательной составной
частью нарядного женского и девичьего костюма была плечевая (нагрудная)
одежда, которую носили преимущественно в осенне-весенний период поверх рубахи, поневы и передника. В зависимости от времени года и места бытования их шили из холста, тонкого сукна или шерсти, иногда богато орнаментировали. Переднюю часть нагрудников украшали кружевными прошивками, аппликацией, цветной тканью красного, желтого, синего цветов, разрез ворота и оплечья отделывали обильной однотонной или полихромной вышивкой и полосками закладного и браного тканья.
Слайд 9
Одной из важнейших составных частей костюма являлся головной
убор, завершавший весь ансамбль. Головной убор нес на себе
задачу оберегового характера от разного рода зла. Он служил ярким определителем отличия девушки от женщины. Девушки не закрывали так тщательно волосы головным убором, как это делала замужняя женщина. Основным видом девичьего головного убора была лента. Ленты шились из ткани, использовалась парча, шелк, бархат. Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.
Слайд 10
Необходимый элемент костюма Пояса. Их плели, вязали и
ткали из цветной шерстяной, бумажной, шелковой нити, длиной 100
– 300 см, шириной от полутора до семи см, с геометрическими узорами – ромбами, елочками, зигзагами. На концах делались кисти или грушевидные твердые привески, обвязанные нитками. Крестьяне подпоясывали рубахи, сарафаны, юбки. Раньше ходить без пояса считалось грехом. Распоясать человека означало обесчестить его.
Слайд 11
. А как выглядела одежда разных губерний, чем
отличался северный костюм от южного? Рассмотрим это на примерах
самого нарядного праздничного и свадебного костюма и наряда «молодухи» — женщины первого года замужества, до рождения ребенка. Это был самый красивый наряд, богато украшенный вышивкой в несколько рядов, цветным ткачеством, расшитый кружевом, канителью, позументом. Дополнял его драгоценный головной убор и кожаная обувь. Все теплое время года крестьяне ходили босиком или в лаптях, плетенных из лыка или бересты. Обязательным дополнением к костюму был пояс-оберег. Женщины носили множество украшений: бусы (иногда до 15 рядов), ожерелья, цепи, бисерные герданы с крестом,
Слайд 12
Тамбовский костюм включал рубаху с косыми поликами. К свадьбе
шили рубаху-длиннорукавку (плакательную), где верхняя часть рукава была богато
украшена полосами браного (вышитого узорами) ткачества, а нижняя подшивалась из тонкой ткани. Кроме понёвы была в быту юбка-андарак, шитая из нескольких полотнищ тонкой ткани и собранная на поясе на шнурок-вздержку. Верхнюю одежду — шушун делали из домотканой шерстяной или кашемировой ткани, украшая вышивкой крестом, набором, отделывая бахромой. Головной убор — рогатая кика с поднизью сзади бисерным набором или лентами.
Тамбовский костюм
Слайд 13
Воронежский костюм
Воронежская понёва отличается по цвету, характеру ткачества «в
три нитки», белыми клетками по черному или красному полю,
со вставкой спереди из тонкой ткани. Понёву вышивали наборной гладью, украшали цветными полосами желтого, зеленого цвета. Вышивка рубахи по оплечью и рукаву плотная — «набором» и гладью; делали рубаху и с косыми вставками из кумача с полосами наборного ткачества. Поясной фартук-завеску из холста расшивали двухсторонней гладью, тесьмой. К костюму полагался тканый шерстяной пояс, нагрудные украшения — «гаруси» (у мужчин — «грибатка», шерстяные, вязанные на спицах чулки с цветными полосами и туфли — «коты»).
Слайд 14
Орловский и Курский костюм
Орловский и Курский костюм имеет те
же основные черты, что и Воронежский. Понёва в основном
изготовлялась крестьянками в технике браного ткачества, дополнялась по низу кумачовыми и шелковыми лентами, тесьмой, галуном, кружевом, вышивкой крестом. На передник-завеску из холста, шерсти, сатина нашивали понизу тесьму и ленты, плетеное кружево и бахрому. Невысокую «сороку» из сатина и ситца, на картоне, расшивали бисером, украшали пушками, позументом на лобной части. Шейными украшениями были бусы в несколько рядов, кейданы и цепочки. Рукава рубахи из ситца и кумача украшали аппликацией из ромбов и уголков и полосами браного ткачества.
Слайд 15
Рязанский костюм
Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных
губерниях. Отличается он радостным, звонким цветом кумача. На фоне
зеленых лугов и лесов он вступал в полную гармонию с природой, создавая празднично-ликующий эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы народных фольклорных праздников. Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, — «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» — разновидность этой одежды.
Голову повязывали платком поверх кички. В моде была и рогатая кика с очень высокими рожками. Рязанский костюм массивный, широкий. Так, ширина насова 160, а высота всего 102 см.
Слайд 16
Московский костюм
Московский народный костюм просматривается в городском мещанском костюме
и в одежде женщин духовного сословия, которых не коснулась
петровская реформа , вводившая ношение европейской "немецкой" одежды для людей высших сословий. В основном это сарафанный ансамбль с кокошником и передником выше груди.
Слайд 17
Псковский и Смоленский костюм
Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха
с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом
или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизонтальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.
Слайд 18
Уральский костюм
Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим вырезом
косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа.
По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.
Слайд 19
Горноалтайский семипалатинский костюм
Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея,
вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной
ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.
Слайд 20
Мужская одежда была более однотипной по
всей территории России и не отличалась такой красочностью, как
женская. Этнические и местные различия прослеживались в ней значительно слабее, чем социальные и возрастные. В состав мужского костюма повсеместно входили рубаха, порты (штаны), пояс, обувь и головной убор. Повседневную одежду шили из домотканой клетчатой или полосатой пестряди или набойки и при этом почти не украшали.
Слайд 21
Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры,
достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из
памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?
Слайд 22
Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных
праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди
стали проявлять к своей национальной культуре.