Слайд 2
Лоскутная мозаика
История возникновения
Подготовила воспитатель МКДОУ №2 «Улыбка»
Заволжск
Слайд 3
Почему возникла лоскутная мозаика?
В России самодельные ткани использовались
для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй
половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.
Слайд 4
До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк
или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не
менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?
Слайд 5
Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие
зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали
его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.
Слайд 6
ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО – «СИМВОЛ РОССИИ» С ДАВНИХ ВРЕМЁН
Самые
же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались
в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью.
Слайд 7
Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали
выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали
«разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.
Слайд 8
Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали
приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для
новорожденных.
Слайд 9
В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль,
и в связи с ним проснулся интерес к традициям
лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.
Слайд 11
Одно их направлений искусства - аппликация
Лоскутная мозаика -
одно из направлений в лоскутной технике. Существует и другое
- аппликация. Здесь, чтобы создать рисунок, лоскутки нашивают на единый кусок ткани - фон. Оба эти направления могут прекрасно соседствовать и дополнять друг друга в лоскутных произведениях.
Слайд 12
Олимпийское одеяло –символ сочи 2014
Слайд 13
Узор Сочи-2014 — это рисунок, который стал основой
оформления всего олимпийского Сочи: спортивных арен, сувениров, автомобилей, самолетов,
поездов, спортивной одежды и обуви.
Визуальный образ Сочи — 2014 — Олимпийское лоскутное одеяло