Слайд 2
"Отец русского театра»
Александр Николаевич
Островский
1823-1886
Слайд 3
"Я тружусь всю жизнь"
Задачи урока -
показать новаторство и
традиции
в творчестве А. Н. Островского,
своеобразие его стиля.
Слайд 4
Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь
Слайд 5
А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и
купца-капиталиста, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом.
Слайд 6
По страницам биографии
А.Н.Островского
Слайд 7
ОСТРОВСКИЙ
Александр Николаевич
Родился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в
Москве, в Замоскворечье — купеческом и мещанско-чиновничьем районе,в семье чиновника,
заслужившего дворянство.
Слайд 8
Отец Островского
Отец, помимо государственной службы, занимался частной практикой,
а с 1841, выйдя в отставку, стал преуспевающим присяжным
стряпчим Московского коммерческого суда.
Родители
Слайд 9
Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина,
была дочерью священника.
Умерла в 1831 году.
Слайд 10
Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы.
Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии
знал греческий, французский, немецкий, а позже — английский, итальянский, испанский языки.
Детство и юность
Слайд 11
1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю
Московскую гимназию.
1840 год – Островский заканчивает гимназию и
поступает на юридический факультет Московского Университета.
Слайд 12
В 1840—43 учился на юридическом факультете Московского университета,
где в то время преподавали
М. П. Погодин, Т.
Н. Грановский,
П. Г. Редкин.
Слайд 14
«Вы один достроили здание, в
основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь.
Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
И.А.Гончаров
Слайд 15
Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом
судах, где основные "клиенты" - купцы, позволили драматургу наблюдать за
жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского.
48 произведений, в которых действуют 547 героев.
Слайд 16
1847-1850
История первой пьесы Островского:
первоначальные названия «Несостоятельный должник», «Банкрот»
и «Банкрут, или Свои люди — сочтёмся»)
Слайд 17
«Свои люди – сочтёмся!»
Пьеса 10 лет находилось под
арестом, потому что в ней, по словам Добролюбова, «…повержено
в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".
Слайд 18
"Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя
высокое с комическим", -- писал Островский в 1853 году, определяя
появление нового героя, героя с "горячим сердцем", честного, прямодушного
Слайд 19
Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок",
"Не в свои сани не садись", "Доходное место", "Лес",
"Горячее сердце", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и другие.
"И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", -- говорит героиня пьесы "Воспитанница". "Ничего я не боюсь" -- вот главное в новом герое Островского.
Слайд 20
«Гроза» (1860) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая
больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.
Слайд 21
"Лес" (1870) -- пьеса ставит
вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и
безнравственного.
Слайд 22
"Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир,
в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).
Слайд 23
«Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на
проблемы, поднятые в драме "Гроза".
Слайд 24
Особенности стиля Островского:
Слушаем подготовленные учащимися индивидуальные задания
Слайд 25
Особенности стиля Островского
1. Говорящие фамилии
Пьеса Островского — “Без
вины виноватые”. Увидев фамилию Незнамов, читатель сразу понимает, что
речь идет о человеке, который не знает своего прошлого. Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.
Слайд 26
Говорящие фамилии
Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен
и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон
Кабанов вполне оправдывает своё имя.
Слайд 27
Говорящие фамилии
Кабаниха давно переосмыслена читателями как имя. Недаром
создатель «Грозы» уже в афише представляет эту героиню именно
так: «Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова». Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа».
Слайд 28
Говорящие фамилии
Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои
люди — сочтемся!”.
Владимир Даль дает ей достаточно четкое
определение: «Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек».
Слайд 29
Своеобразие названий пьес
Бедность не порок.
Без
вины виноватые.
В чужом пиру похмелье
Грех да беда
на кого не живет
За чем пойдешь, то и найдешь
На всякого мудреца довольно простоты.
Не было ни гроша, да вдруг алтын.
Не в свои сани не садись
Не все коту масленница.
Слайд 30
Своеобразие названий
(часто из русских пословиц и поговорок)
Не так живи, как хочется
Правда - хорошо,
а счастье лучше.
Праздничный сон - до обеда
Светит, да не греет
Свои люди - сочтемся.
Свои собаки грызутся, чужая не приставай!.
Сердце не камень.
Старый друг лучше новых двух
Конец - делу венец
Слайд 31
Индивидуальные задания
Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт,
который будет развиваться в пьесе
Слайд 32
Индивидуальные задания
Специфические авторские ремарки
Слайд 33
Индивидуальные задания
Роль декораций, представленных автором, в определении пространства
драмы и времени действия
Слайд 34
Индивидуальные задания
Фольклорные моменты в пьесах А.Н.Островского.
Слайд 35
Индивидуальные задания
Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.
Слайд 36
Индивидуальные задания
Значимость первой реплики героя
Слайд 37
Индивидуальные задания
«Подготовленное появление", главные герои появляются не
сразу, о них вначале говорят другие. Примеры.
Слайд 38
Индивидуальные задания
Своеобразие речевой характеристики героев А.Н.Островского
Слайд 39
Итоговые вопросы
Можно ли говорить о современности пьес
Островского? Докажите свою точку зрения.
Почему современные театры постоянно обращаются
к пьесам драматурга?
Почему так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?
Слайд 40
Итог урока:
А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя
на сцену нового героя - купца.
Слайд 41
Итог урока:
2. До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала
лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие
русского театра.
Слайд 42
Итог урока:
3. Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова,
Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке
персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.
Слайд 43
Домашнее задание.
Драма "Гроза« (текст + учебник)
История создания,
система
образов,
приемы раскрытия характеров героев.
Своеобразие конфликта.
Смысл названия.
Слайд 44
Индивидуальные задания
Группа 1
История создания пьесы. Сообщения учащихся
(домашняя работа с дополнительной литературой).
Слайд 45
Индивидуальные задания
Группа 2.
Смысл названия пьесы "Гроза".
Слайд 46
Индивидуальные задания
Группа 3
Система действующих лиц пьесы