Слайд 2
В.Г. Перова
Портрет А.К. Саврасова
А.К.Саврасов(1830-1897) окончил Московское училище живописи,
ваяния и зодчества.
В 1857 году Саврасов был назначен руководителем
пейзажного класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К.А.Коровин и И.И.Левитан.
Большую роль в развитии таланта художника сыграла поездка в Англию в 1862 году.
В 1870-1875 годах Саврасов совершал ежегодные творческие поездки на Волгу, где писал многочисленные этюды. В это время он создал несколько картин, представляющих волжскую серию. Этот период характеризует новый этап развития мастерства художника. Наиболее ярко это проявилось в картине «Грачи прилетели». Со временем это полотно станет самым популярным русским пейзажем и даже своего рода символом России.
Слайд 3
А.К. Саврасов
Вид Кремля в ненастную погоду
Художник выбирает эффективный
вид, создает в картине драматическое напряжение путем резких контрастов
света и тени. Кремль, освещенный солнцем, контрастирует с буйно клубящимися облаками и темной массой стоящего на ветру дерева и погруженного в сумрачную тень переднего плана, выглядит здесь лишь как выигрышный архитектурный мотив, подчеркивающий неспокойное состояние природы.
В этом произведении Саврасов выступает мастером, умеющим сообщать картине цельность и законченность, иначе говоря, полно раскрывать свой художественный замысел.
Слайд 4
А.К. Саврасов
Пейзаж с рекой и рыбаком
Спокойные линии берегов,
плавный силуэт деревьев, рассеянное освещение-все это вносит в картину
настроение умиротворенности и покоя. Важную роль играет фигура рыбака. Она придает особую теплоту пейзажному образу, благодаря ей природа кажется обжитой и очеловеченной. В изображенном пейзаже со спокойной гладью реки, невысокими берегами, покрытыми лесом, с широким плесом, к которому спускается пологий песчаный берег, - много типичного и запоминающегося. В простом, привычном, часто встречающемся художник пытается найти то, что является характерным для русской природы.
Слайд 5
А.К.Саврасов
Лосиный остров
Крупной массой выделен в картине сосновый бор;
это основной мотив пейзажа, придающий ему суровую величавость и
торжественность. Слева, на первом плане, художник поместил молоденькую сосенку. Тем самым он как бы замкнул композицию и придал ей необходимую цельность. Детально разработаны в пейзаже отдельные частности – кусты и деревья подлеска, бочажок с лежащими близ него бревнами, трава на первом Крупной массой выделен в картине сосновый бор; это основной мотив пейзажа, придающий ему суровую плане. Все это придало картине убедительность подлинной жизни.
Слайд 6
А.К.Саврасов
Лунная ночь. Болото
Художник отказывается от всего, что мешает
ему передать определенное настроение и отвлекает от главного –
ощущение тишины заснувшего болота, гнетущих размышлений о тоскливом однообразии этой чуть холмистой местности со стоячей водой. Бескрайность равнинного пейзажа подчеркнута художником горизонтальным форматом полотна и спокойной линией горизонта.
Слайд 7
А.К.Саврасов
Разлив Волги под Ярославлем
Перед нами бескрайняя водная гладь,
на которой едва заметным ориентиром выступают залитые водой церквушка
с колокольней и крестьянские домишки. На первом плане лодка с фигурами людей. Примечательно, что Саврасов, стремясь показать широкий водный простор, уходящий в бесконечность, горизонт, высокое небо, вводит в картину архитектуру и фигуры людей. Для него и могучая стихия – это не дикая природа, противостоящая человеку.
Слайд 8
А.К. Саврасов
Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода
Высокий горизонт позволил
Саврасову придать художественному образу силу, торжественность, размах. Зритель чувствует
себя находящимся на высоком волжском берегу, откуда перед ним раскинулись широкие дали. Он замечает далеко-далеко стены и храм древнего монастыря, перед ним как на ладони дома и сады. Таким образом, само композиционное построение картины дает возможность художнику выразить ощущение душевного подъема. Вместе с тем любовная выписанность домиков, деревьев первого плана, ветхого забора, огораживающего сад, вносит в картину теплоту. И покосившийся забор, и дома, и виднеющийся вдали монастырь неотделимы от окружающей природы.Это свидетельствует об окончательном сложении Саврасова как художника-пейзажиста со своим собственным, глубоко индивидуальным творческим лицом.
Слайд 9
А.К. Саврасов
Грачи прилетели
Церквушка и колокольня в картине –
это не только ориентир,не только характерная черта волжского пейзажа,
придающая ему своеобразие. Это неотъемлемая часть картины, один из мотивов в общем хоре, без которого не мыслится художественный образ этого произведения. То же самое касается и голых березок, и тающего снега, и едва виднеющегося противоположного волжского берега. Мастерство Саврасова заключается в том, что он сделал так, что и всему изображенному, и каждой детали отводится в картине важная роль.