Слайд 2
Представление о грехе в исламе
Слайд 3
Грех, согласно исламскому вероучению, есть прежде всего нарушение
человеком своих обязанностей перед Богом. Основные коранические термины, пepeдaющиe
какой-либо из аспектов греха (dhanb), восходят к понятиям законопреступления (ithm), ошибки, проступка (khatia'), заблуждения (dalal), ослушания, неповиновения (ma'siya). Соответственно степени неповиновения мусульманские законоведы и теологи различали большие и малые грехи. Однако, согласно большинству суннитских богословов, мусульманин, даже совершив большой грех, остается правоверным, а в будущей жизни его ждет только временное наказание. Существует только три вида грехов, которым нет прощения: многобожие [(shirk) см. Коран 4: 116], умышленное убийство мусульманина (см. Коран 4: 93), вероотступничество [ (kufr) см. Коран 3: 90].
Слайд 4
Таким образом, уже сама принадлежность, верность мусульманской общине
есть в значительной мере залог спасения. Концепция нравственной природы
греха определяет и особенности коранического учения о спасении. Человек по своей природе рождается добрым и верующим, но нравственно нестойким. Его собственных сил не хватает для того, чтобы быть праведным, но недостает ему для этого только моральных сил. Обрести эти силы человек может, приемля божественное руководство (hudan). Именно поэтому Бог по Своему милосердию периодически посылал людям Своих пророков или посланников с тем, чтобы они напоминали людям, что они должны делать для своего спасения.
Слайд 5
Снимая проблему первородного греха, ислам исключает и необходимость
искупительной жертвы Богу.Иисус не был распят и не умер
на кресте. Исключительным актом божественного милосердия Он был взят живым на небо (см. Коран 4: 156–158).Позорная смерть на кресте Божьего избранника, особо привилегированного Божьей милостью пророка представлялась кощунственной мусульманам и расценивалась ими какглубочайшее заблуждение христиан. Идея мученичества вообще и искупительной жертвы в частности чужда суннитскому исламу в принципе. Напротив, в шиизме мотив мученичества становится ведущим. Однако здесь идея величия мученичества за веру, трагического очищения мученичеством прилагается исключительно к благородной семье Али и его потомков-имамов.
Слайд 6
Спасение в Коране передается чаще всего понятиями fawz
(успех, триумф) и falah (успех, благоденствие). Муэдзин, призывая верующих
пять раз в день на молитву, возглашает: «Спешите на молитву! Ищите успеха/спасения!» Искупает грехи человек, прощает (ghafara) грехи Бог. Прощающий — одно из коранических имен Бога. Большинство комментаторов Корана относит искупительные действия человека только к периоду его земной жизни, в то время как прощение, которое всецело находится в божественной компетенции, связывается с Судным днем.
Слайд 7
Представление о грехе в иудаизме
Слайд 8
На иврите грех звучит как «авера», что в
буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Грех —
нарушение или не исполнение заповеди. В иудаизме их 613.
Учение о грехе в иудаизме основано на концепции, согласно которой любой греховный поступок всегда является преступлением против Бога, неподчинением Его воле. Как ослушника проклинает Бог Адама, вкусившего от запретного древа (Быт. 3:17); Давид, каясь в грехах, порожденных вожделением к Бат-Шеве, восклицает: «Тебе одному согрешил я!» (Пс. 51:6); даже невозвращение найденной или сданной на хранение вещи тоже объявляется проступком против Господа (Лев. 5:21–22). Тяжкий грех в Библии часто уподобляется скверне (Лев. 16:16; 18:24–25, 27; Пс. 106:39, и многие другие), иногда его упоминанию сопутствует эпитет тома (`мерзость`).
Слайд 9
Обозначая грех многими синонимами, чаще всего словами חֵטְא,
хет, исходный смысл которых соответственно отвечает понятиям `промах`, `извращение`,
`нарушение`, `вина`, Библия, однако, не соотносит их смысловые оттенки с тем или иным видом прегрешения. Согласно Пятикнижию, источник греха лежит в ложной направленности человеческой воли. Книга Бытия усматривает причину греха не в природе человека, а в пагубном влиянии внешней злой силы . Человек способен и обязан преодолеть влечение к греху (Быт. 4:7). Он обладает свободой выбора между добром и злом (Втор. 30:15, 19) и поэтому несет полную ответственность за свои поступки. Грех влечет за собой наказание, воздержание от греха — награду (Втор. 30:17–20). Упорствование в грехе возбуждает гнев Божий и ведет к гибели грешников, в праведности — спасение от гибели. В Пятикнижии часто встречается указание на то, что «Бог взыскивает за вину отцов с детей», однако там же встречается и утверждение исключительно личной ответственности за грех, получившее позднее развитие в пророческой литературе.
Слайд 10
По Галахе, самые тяжкие грехи — идолопоклонство, пролитие
крови и разврат (прежде всего — прелюбодеяние). Совершивший по
своей воле эти грехи подлежит смертной казни, а принуждаемый к ним обязан предпочесть смерть. Лицо, не избравшее такой исход, считается виновным в осквернении Божьего имени — грех, от которого человека избавляет только смерть. К разряду особо тяжких грехов относятся также нарушение субботнего отдыха, несовершение обрезания, употребление хлеба в дни Пасхи .Человека, вводящего в грех других, Галаха считает хуже убийцы
Слайд 11
Искупление грехов достигается только искренним раскаянием (см. Искупление,
Раскаяние). Поэтому любые наказания за грехи неэффективны, если при
этом чувство раскаяния не владеет согрешившим. Но проступки против ближнего не подлежат искуплению даже в День Всепрощения, пока причинивший материальный ущерб ближнему не возместит убыток, а обидевший кого-либо не получит от него прощения. Раскаяние грешника перед смертью искупает все его грехи. Никакая сила греха не устоит перед истинным раскаянием, ибо кающемуся извечно обещана милость Господа.