Слайд 2
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Первый признак
Лютеранское исповедание веры, называемое Аугс-бургским исповеданием
(1530), определяет церковь «Собрание святых, в котором верно преподается
Евангелие и правильно отправляются таинства
«Везде, где в чистоте проповедуется и выслушивается Слово Божье и где таинства совершаются по установлению Христовому, там, вне всякого сомнения, присутствует церковь
Слайд 3
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Второй Признак - Верное совершение таинств (крещения
и Вечери Господней) — был выдвинут в противовес взгляду
римо-католиков ,утверждающих, что спасительная благодать пришла через таинства; и тем самым таинства стали «делами», которыми мы и заслужили спасение.
Римско-католическая церковь настаивала на «вере-вознаграждении», а не на «вере-учении» как средстве достижения спасения.
Слайд 4
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Истинные и ложные церкви в наши дни
Римско-католическая
позиция заключается в том, что именно видимая церковь, основанная
Петром и другими апостолами, и является истинной церковью.
Церковь Иисуса Христа святых последних дней (церковь мормонов) не придерживается ни одного из основных христианских учений.
Также свидетели Иеговы учат о спасении делами, а не одной только верой в Иисуса Христа. Это фундаментальное доктринальное отклонение,
Слайд 5
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
ВОПРОС ???
Если в библейской школе начинают крестить
новообращенных и регулярно совершать таинство причастия, будет ли это
означать, что они намерены функционировать в качестве церкви и можно ли такое собрание рассматривать как церковь??
Слайд 6
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Центральная тема экклесиологии связана с четырьмя "признаками"
Церкви - то есть четырьмя определяющими характеристиками христианской Церкви,
зафиксированными в христианских символах веры.
Эти символы утверждают веру в "единую, святую, соборную и апостольскую Церковь".
Слайд 7
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
В Апостольском символе веры (не позже 2 века):
Πιστεύω εἰς
τò πνεῦμα τò ἅγιον, ἁγίαν καθολικὴν ἐκκλησίαν.
Второй Вселенский Собор
381 г в Никее дополнил Символ веры
Πιστεύομεν <...> μίαν, ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν
«Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
Он стал одним из фундаментальных экклезиологических терминов на Востоке и Западе.
Слайд 8
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Четыре определения, включенные в эту фразу –
"единая", "святая", "соборная", "апостольская"
стали известны как "признаки" Церкви
и, начиная с четвертого века, играли важную роль в экклесиологических дискуссиях.
"Единая"
Единство Церкви имело центральное значение для христианской мысли по вопросу о признаках Церкви.
Как же можно говорить о "единой Церкви", когда существует такое множество церквей?
Слайд 9
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
В ходе гонений при императоре Деции (250-251
гг.) множество христиан оставили веру. Сразу возникли разделения относительно
того, как относиться к таким людям??
"Каждый, кто отделяется от Церкви, примыкает к прелюбодейке и отделяется от обетовании Церкви. Отошедший от Церкви Христовой не может получить награды Христовы. Нельзя иметь Бога Отцом, не имея Церковь матерью. Если бы кому-то из находящихся за бортом Ноева ковчега удалось спастись, то можно было бы считать, что существует спасение вне Церкви". Киприан Карфагенский "О единстве кафолической Церкви" (251 г.),
Слайд 10
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Как могли реформаторы оправдать создание раскольных церквей,
которые вели к нарушению церковного единства?
16 в. англиканская
церковь откололась от средневековой католической церкви;
В 18 веке от англиканской церкви откололось методистское течение;
В 19 веке методизм в вопросе о предопределении разделился на уэслианскую и кальвинистскую церкви.
Начиная с шестнадцатого века стало ясно, что идею о "единой Церкви" нельзя более понимать социологически и организационно.
Слайд 11
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
«Позорные ссоры разделенных христиан причиняли больше вреда
под религиозными предлогами, привели к большим обидам и пролили
больше человеческой крови, нежели все политические конфликты, которые поражали Францию и Германию под предлогом сохранения баланса сил в Европе» Вольтер
Слайд 12
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Что имеется в виду под фразой “единство
Церкви”?
«Единство» состоит в согласии, гармоничных взаимоотношениях и сотрудничестве.
«Церковь» – это совокупность всех возрожденных людей.
Единство Церкви влечет за собой согласие, гармоничные взаимоотношения и сотрудничество между всеми возрожденными людьми.
НО единство Церкви не означает объединение всех людей независимо от их веры
Слайд 13
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Ветхозаветный народ
Его соединяли: общее генеалогическое происхождение, общий
закон, центральное место поклонения, центральный орган управления, единый завет
с Богом и общий опыт избавления из Египта.
Малахия призывает Божий ветхозаветный народ правильно относиться друг к другу на основании их общности в Боге: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?» (Мал. 2:10).
Слайд 14
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Новый Завет
Божий народ (Еф. 2:19; 1 Пет.
2:9) Место Божьего обитания (Еф. 2:22; 1 Пет. 2:5).
Но ЦЕРКОВЬ имеет более существенный соединяющий фактор, чем имелся в Ветхом Завете: возрождение в одну Божью духовную семью. Все верующие являются братьями и сестрами, соединенными семейными узами во Христе.
Еф. 4:4-6 одна вера, одно крещение, одно призвание и одна надежда.
Церковь представляет собой одно тело Христово (1 Кор. 12:12) и одно Божье стадо (Ин. 10:16), строится на одном основании (Еф. 2:20; 1 Кор. 3:11) и разделяет между собой один хлеб (1 Кор. 10:17).
Слайд 15
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
В качестве образца для церковного единства служит
Святая Троица: «Да будут все едино, как Ты, Отче,
во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).
На самом деле проведение Вечери Господней предоставляет Церкви прекраснейшую возможность размышлять о церковном единстве.
Слайд 16
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Христос, как основа единства.
Мы соединены вместе
в Его смерти и воскресении. Он – объект нашей
веры. Мы все участвуем в общей жизни в Нем. Он Спаситель всех нас. В Его смерти разобщенность устранена:
«Это единство во Христе является непобедимым единством перед лицом человеческого раскола, потому что оно уже совершено для нас актом Самого Бога».
Вместе с этим, Дух Святой активно действует в Церкви, чтобы реализовать это единство.
Слайд 17
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
"Единство Церкви предполагает множественность церквей; различным Церквам
не нужно отвергать свои истоки или свое конкретное положение;
их язык, их история, их обычаи и традиции, их образ жизни и мысли, их личностная структура могут фундаментально отличаться, и никто не имеет права лишать их этого. Одно и то же не подходит для всех, всегда и везде". Г. Кюнг
Слайд 18
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
"Святая"
Как можно примирить теоретическую святость Церкви и
греховность христианских верующих?
Эсхатологическая перспектива: "Каждый раз, когда я
говорил о том, что Церковь не имеет пятна или складки, я не имел в виду, что она уже является таковой, но что она должна подготовить себя быть такой во времена, когда она также предстанет в славе" (Августин).
Что Вы вкладываете в понятие «святость»?
этот термин имеет ассоциации с "нравственностью", "безгрешностью" и "чистотой"
Слайд 19
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Древнееврейский термин "kaдош", лежащий в основе новозаветной
концепции святости, имел значение "выделенное™" или "отделенности".
быть святым
означает быть выделенным и посвященным служению Божьему. Основополагающим элементом ветхозаветной идеи о святости является "кто-то или что-то, что Бог выделил»
"Святость Церкви" подразумевает святость Того, Кто призвал эту Церковь и ее членов. Церковь была отделена от мира, чтобы свидетельствовать о благодати и спасении Божьем.
В своих коннотациях термин "святая" является богословским, а не нравственным, утверждая призвание Церкви и ее членов и надежду, что когда-то Церковь разделит жизнь и славу Бога.
Слайд 20
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
"Вселенская" (Кафолическая)
Термин "кафолическая" (англ, catholic), особенно в
нерелигиозных кругах, часто путают с "римско-католическая" (англ Roman Catholic)
Термин
"кафолическая" нигде в Новом Завете не используется в отношении Церкви в целом. Павел употребляет в отношении местных церквей или общин термин "ekklesia", который, однако, понимается как нечто, выходящее за рамки местной общины верующих.
Этот термин был введен в последующие века в попытке свести воедино основополагающие новозаветные взгляды и обозначить их одним словом. Первое известное использование фразы "кафолическая Церковь" встречается в произведениях Игнатия Антиохийского : "Где есть Иисус Христос, там есть кафолическая Церковь".
Слайд 21
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
После обращения Константина значение этого термина фундаментально
изменилось
К началу пятого века христианство прочно укоренилось во всем
средиземноморском мире. В ответ на это, термин же "кафолическая" стал пониматься все больше как "охватывающая весь мир
К концу четвертого века термин "ecclesia catholica" ("кафолическая Церковь) стал означать "имперская Церковь", то есть, единственная законная религия Римской империи
Слайд 22
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
В период своего раннего развития термин "кафолическая"
применительно к Церкви прошел через три стадии изменений значения:
1.
Всеобщая и всеобъемлющая Церковь, охватывающая собой и лежащая в основе поместных церквей. В этом значении термин является описательным и указывающим на тот факт, что каждая поместная церковь представляет вселенскую Церковь.
Слайд 23
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
2. Церковь, являющаяся в своем богословии ортодоксальной.
Этот термин теперь приобретает сильный предписательный и полемический оттенок.
"Кафоличность" теперь противопоставляется "схизме" и"ереси", которые ставят человека вне доктринально ортодоксальной христианской Церкви.
Слайд 24
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
3. Церковь, которая простирается на весь мир.
В первый период развития Церкви такое понимание термина было
бы немыслимо из-за локализованного характера христианства.
Однако, миссионерский характер христианства (связанный с идеей "апостольства") привел к распространению Церкви во всем цивилизованном мире Средиземноморья.
Термин приобрел географический оттенок, который первоначально отсутствовал.
Слайд 25
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Фундаментальное переосмысление понятия о "кафоличности" произошло в
период Реформации
Сторонники Реформации утверждали, что они сохранили кафоличность, несмотря
на выход из средневековой церкви, поскольку они сохранили центральные и всеобще признанные элементы христианской доктрины.
"Кафоличность Церкви, таким образом, состоит в понятии о целостности, основанном на самосознании и вытекающем из всеобщности. Отсюда следует, что единство и кафоличность идут рука об руку; если Церковь едина, она должна быть всеобщей; если она всеобщая, то она должна быть единой. Единство и кафоличность выступают в качестве двух взаимосвязанных аспектов одной и той же Церкви« Г. Кюнг
Слайд 26
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
"Апостольская"
Основополагающее значение этого термина - "восходящая к
апостолам" или "имеющая прямую связь с апостолами".
Это напоминание
о том, что Церковь основана на апостольском свидетельстве.
Слайд 27
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ
Апостол
Человек, посланный Христом и наделенный поручением
проповедовать Благую весть о Царстве;
Человек, являющийся свидетелем воскресшего Христа,
и тот, кому Христос явил Себя воскресшим.
Объявляя Церковь "апостольской", символы веры подчеркивают исторические корни Евангелия и связь Церкви и Христа через апостолов, которых Он назначил, и указывают на продолжающиеся благовестническую и миссионерскую задачи Церкви.