Слайд 2
ВОДНОЕ КРЕЩЕНИЕ
Всеобщей практикой у почти всех христианских конфессий
на протяжении всей церковной истории является водное крещение, которое
для многих входит в число священных таинств.
Эта практика восходит к древности и основана на заповеди Иисуса Христа:
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).
Слайд 3
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
В дохристианское время существовали разные религиозные омовения
и купания, которые представляли собой очищение или обновление. Например,
люди считали, что вода реки Нил давала жизнь. Поэтому человек мог окунаться в Нил для того, чтобы получить пользу от животворной силы воды.
Среди иудеев также были ритуальные очищения с помощью воды. В Ветхом Завете при рукоположении священники омывались водой (Исх. 40:12), а первосвященник совершал омовение до и после жертвоприношения в день очищения.
Слайд 4
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
В межзаветное время крещение практиковалось для посвящения
новообращенного в иудаизм. В тот период существовала и известная
секта иудаизма под названием ессеи, члены которой жили в Кумране и использовали эту практику для посвящения в свои ряды.
Иоанн Креститель принадлежал к секте ессеев и позаимствовал практику водного крещения у них. В поддержку этого тезиса отмечается, что Иоанн провел свою юность в пустыне, где и находился Кумран, и он вел очень простой образ жизни.
Слайд 5
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
С самого начала времен в сердце человека
имелось желание быть очищенным перед Богом и обрести новую
жизнь с Ним. Это и следует ожидать, зная, что человек является падшим и действительно нуждается в очищении и новой жизни.
В Ветхом Завете даже Бог использовал этот инструмент для демонстрации нужды Своего народа в очищении. Поэтому еще до христианства уже существовало понимание символики крещения.
Слайд 6
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Обряд водного крещения стал христианским обычаем не
по инициативе человека, а по воле Бога.
В Евангелиях
обнаруживаем, что Иоанн Креститель был послан Господом, чтобы приготовить путь Мессии. В Ин. 1:33 Бог Сам повелел ему крестить.
Позже, Иисус Сам заповедал Своим ученикам крестить и во время Его земного служения (Ин. 4:1-2) и в контексте Его Великого Поручения (Мф. 28:19).
Поэтому практика крещения совершается не по традиции человека, а по Божьей заповеди
Слайд 7
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Сама практика водного крещения восходит к древности,
т.е. к попытке разных религий найти средство церемониального очищения.
Но для христиан эта практика и ее значение берут свое начало от Божьего откровения, поскольку Бог установил этот обряд для Своего народа.
Слайд 8
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Что именно происходит, когда человек принимает водное
крещение?
1. через крещение человек получает прощение грехов и
возрождение (сакраменталисты).
2. водное крещение является «знаком и печатью» спасения.
3. водное крещение служит лишь символом нашего спасения и напоминает нам о страданиях Христа за нас.
Слайд 9
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Средство прощения и возрождения
Некоторые отцы ассоциировали водное
крещение с прощением грехов.
Полагали, что оно обеспечивает спасение
от смерти и осуждения. Также крещение приводит к возрождению и получению Святого Духа.
Оно соединяет крещенного с Христом.
Труды отцов Церкви также открывают, что проведение водного крещения могло сопровождаться публичным отречением от сатаны, возложением рук, помазанием и исповеданием веры.
Некоторые совершали крещение, повернувшись лицом на Восток.
Слайд 10
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Средство прощения и возрождения
Католики и лютеране придерживаются
того мнения, что через крещение даются как прощение первородного
греха, так и духовное возрождение.
Согласно лютеранскому учению
«О Святом Крещении наши церкви учат, что оно необходимо для спасения, что через Крещение даруется благодать Божья»
Утверждается, что для Лютера возрождение было связано с водным крещением, и что он смотрел на водное крещение, как на смерть для греха и воскресение в новую жизнь.
Слайд 11
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Средство прощения и возрождения
Что касается крещения взрослых,
то в отличие от католицизма лютеране верят, что взрослый
человек спасается только одной верой. Но для взрослых водное крещение полезно в качестве укрепления веры.
Взгляд Католической Церкви
«Оправдание», полученное через водное крещение, понимается католиками не столько как юридическое положение перед Богом, сколько как внедрение благодати или духовной силы, помогающей человеку делать добрые дела.
Слайд 12
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Взгляд Католической Церкви суммируется в следующем заявлении:
«Плоды крещения или благодать крещения являются богатой реальностью, которая
включает в себя прощение первородного греха и всех личных грехов, рождение в новую жизнь, по которой человек становится приемным сыном Отца, членом Христа и храмом Святого Духа. Тем самым, крещенный человек включен в Церковь, тело Христа и сделан участником в священстве Христа»
Слайд 13
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
В Католической Церкви новокрещенные взрослые сразу принимают
конфирмацию (миропомазание) и евхаристию. А младенцы принимают всего лишь
«предварительное» помазание, которое не равняется конфирмации.
Конфирмация дается только в 12 лет. Во время водного крещения совершается экзорцизм новообращенного
Слайд 14
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Средство прощения и возрождения
Католики учат, что крещение
необходимо для спасения. Но если человек не успел принять
водное крещение, то это таинство может засчитаться в его пользу, если он умер за свою веру (крещение крови) или желал его принять (крещение желания)
Несмотря на то, что через крещение обеспечивается прощение грехов, католики учат, что все же остаются «временные последствия» греха, такие, как болезнь, смерть, плоть и пороки.
Слайд 15
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Средство прощения и возрождения
Православие
Отрицает учение об унаследовании
Адамовой вины и учит, что польза водного крещение состоит
лишь в возрождении.
Мы исповедуем единое крещение во оставление грехов, и в жизнь вечную… Итак, теперь через крещение мы получаем начаток Духа Святого, и возрождение делается для нас началом другой жизни, печатью, охраною и просвещением
Иоанн Дамаскин
Слайд 16
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Средство прощения и возрождения
Православие
Водное крещение обеспечивает крещаемого
не только возрождением («первым воскресением»), но и освобождением от
рабства сатаны и участием в так называемых «Божьих энергиях», которые входят в душу и начинают процесс обожения.
При водном крещении восстанавливается Божий образ в человеке, но не устраняется его греховность, так как Бог хочет свободное участие человека в преодолении греха.
Слайд 17
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Передача благодати благодати через таинство происходит сама
по себе.
Все, что нужно для осуществления благодатной работы
таинств – это (1) благословение священником, стоящим в русле апостольской преемственности и (2) физическое участие принимающего водное крещение. Духовное состояние как священника, так и принимающего таинство, не влияет на передачу благодати через водное крещение, кроме случая вины в смертном грех.
Слайд 18
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Согласно учению Иллариона, вода получила свой благодатный
характер при крещении посредством погружения в нее Христа.
«Христос
пришел к Иоанну креститься... чтобы Своим погружением в Иордан освятить воды реки, наделить их Своей энергией и силой, сделать их животворными и живоносными
Слайд 19
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Лютеранская вера приписывает эффект водного крещения не
апостольской преемственности, а действию Божьего Слова.
Водное крещение приносит
пользу в силу того, что мы совершаем его согласно постановлению Христа. Лютер учил, что спасает не вода, а «Слово в воде», которое принимается верой
Слайд 20
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Лютеране
«Крещение верно определяется как вода, в
которой содержится заповедь Божия и которая соединена с Божиим
обетованием о прощении грехов, жизни и спасении».
Источник благодати при водном крещении: «Крещение – это соединенная со Словом (Евангелия) освящающая и очищающая вода
Слайд 21
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Средство прощения и возрождения
Православные и католики отрицают
необходимость веры для эффективности таинств.
Но все же католики
готовы допустить, что человек может креститься за счет веры поместной церкви.
Вы согласны???
Протестанты считают личную веру необходимой предпосылкой для принятия водного крещения
Слайд 22
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
«Крещение не “зависит” и действительно не может
“зависеть” для своей реальности (т.е. чтобы оно действительно было
нашей смертью, нашим воскресением с Христом) от личной веры... Крещение зависит – полностью и исключительно – от веры Христа».
Лютеране тоже верят в необходимость веры, но думают, что каким-то образом даже младенцы могут действительно верить. Поэтому они крестят младенцев.
В свое время Августин придумал более творческий подход к данному вопросу, предполагая, что младенцу вменяется вера его крёстных родителей
Слайд 23
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Средство прощения и возрождения
Библейская поддержка и ее
оценка
Мк. 16:16 «Кто будет веровать и креститься, спасен будет;
а кто не будет веровать, осужден будет».
Предполагается, что здесь крещение является условием для получения спасения.
ОДНАКО в данном отрывке не рассматривается случай, когда человек верит, но не принимает водного крещения. Не говорится, спасен ли он или нет.
Слайд 24
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Параллельным местом Писания служит нам Ин. 3:18,
где не говорится о крещении, как о требовании для
спасения, а лишь о вере: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
Слайд 25
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Средство прощения и возрождения
Библейская поддержка и ее
оценка
Ин. 3:5 гласит: «Если кто не родится от воды
и Духа, не может войти в Царствие Божие».
Сторонниками спасения через крещение считается, что фраза «родиться от воды» относится к христианскому крещению.
ОДНАКО Иез. 36:25-27«Окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой». Иезекииль и Иисус говорили не о каком-то ритуале, т.е. о крещении, а просто об очищении от греха.
Слайд 27
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Деян. 2:38. В день Пятидесятницы Петр сказал
толпе: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во
имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа»
В других местах в Деяниях Апостолов, в которых Петр говорит о требованиях для спасения, не идет речь о водном крещении. Деян. 3:19, 5:31 и 10:43.
Слайд 28
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Также, идет рассуждение по поводу употребления в
выражении «для прощения» предлога εὶς (эйс). Основное значение этого
предлога – «в (что)», но εὶς также может означать «для», «против» или, иногда, «из-за».
в Мф. 3:11 написано: «Я крещу вас в воде в покаяние». Предлог «в» в выражении «в покаяние» – это εὶς.
Поэтому этот стих можно перевести так: «Я крещу вас в воде из-за покаяния».
Иоанн не крестил людей «для» покаяния – они уже покаялись. Он крестил их из-за того, что они уже совершили покаяние.
Слайд 29
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Следовательно, можно перевести предлог εὶς в Деян.
2:38 «из-за прощения грехов», т.е. из-за того, что через
покаяние они уже прощены.
Слайд 30
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Средство прощения и возрождения
Библейская поддержка и ее
оценка
Тит. 3:5: «Он спас нас не по делам праведности,
которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Здесь утверждается, что «баня возрождения», т.е. христианское крещение, спасает.
ОДНАКО возрождение предшествует крещению и обусловливает его принятие.
Слайд 31
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Во-первых, слово «баня» – это греческий термин
λουτρόν (лутрон), а «крещение» – это βάπτισμα (баптисма).
Вполне
возможно, что слово λουτρόν и несет здесь в себе переносное значение, не относящееся к физическому омовению.
Это мнение поддерживается тем, что сам стих Тит. 3:5 учит, что спасение не по делам. Ведь трудно не согласиться с тем, что водное крещение – это ритуал или дело
Слайд 32
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
1 Пет. 3:21: «…крещение, не плотской нечистоты
омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса
Христа».
Здесь утверждается, что более естественный перевод для слова ἐπερώτημα (эпэротэма) – это не «обещание», а «просьба».
Итак, посредством водного крещения мы «просим» у Бога доброй совести, т.е. прощения грехов. Также отмечается, что согласно этому стиху крещение «спасает».
Слайд 33
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Согласно этому тексту спасает «не плотской нечистоты
омытие, но обещание Богу доброй совести», т.е. внутренние расположение
сердца.
Цель водного крещения заключается не в приобретении доброй совести через прощение грехов, а в посвящении жизни Господу со стороны тех, кто уже приобрел добрую совесть через принятие спасения верой.
Слайд 34
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
В поддержку спасения через крещение приводится в
пример Рим. 6:3-4, где говорится, что через крещение мы
участвуем в смерти Иисуса, т.е. в ее искупительной силе.
Также, согласно этому отрывку, принятие водного крещения приводит к «обновленной жизни», т.е. к возрождению
Однако
цель водного крещения заключается в том, чтобы через символическое отождествление с смертью и воскресением Христа верующий побуждается к святому образу жизни
Слайд 35
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
«Подобие смерти Его», в которое мы крестимся,
– это ни сама смерть, ни физическое крещение, а
«духовное преобразование, которое происходит во время обращения, когда мы соединяемся со смертью для греха, точно так же, как Христос умер для него»
Слайд 36
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Приверженцы сакраментальной позиции усматривают в 1 Кор.
12:13 указание на то, что при крещении люди входят
в Тело Христа.
Отмечается, что фразы «креститься в тело» и «напоены одним Духом» идут параллельно. Это значит, что люди получают Духа Святого, т.е. возрождение, тогда, когда они крестятся в тело через водное крещение.
Но надо учитывать, что речь идет не о «крещении в воду», а о «крещении в тело». Поэтому здесь описывается не физическое событие водного крещения, а духовное вхождение в Тело Христа при возрождении
Слайд 37
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Водное крещение соответствует обрезанию. В Ветхом Завете
обрезание было способом для введения людей в народ Божий.
Подобно этому, в Новом Завете водное крещение служит той же цели.
Обрезание, это – символ «совлечения тела греховного» Крещение же выполняет ту же самую функцию.
Это – символ «упразднения тела греховного», т.е. символ удаления греховной природы человека. Получается, что обрезание не является прообразом водного крещения, а символ обрезания сердца, т.е. возрождения и последующего за ним освящения. Крещение же символизирует то же самое.
Слайд 38
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Обрезание вообще не действовало на сердце или
духовное состояние получивших его. Бог часто упрекал Свой народ
в том, что он был обрезан по плоти, но не по сердцу (Лев. 26:41; Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4; 6:10; 9:26).
В Рим. 2:28-29 Павел подтверждает этот тезис. Подобным образом, водное крещение не приносит никакой пользы касательно изменения сердца человека.
Оно просто символизирует то изменение, которое производит там Божий Дух
Слайд 39
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Последний момент в опровержение данного взгляда таков.
По нашему опыту мы наблюдаем, что люди, принявшие водное
крещение в младенческом возрасте, не всегда становятся верующими людьми, став взрослыми, и часто не проявляют образ жизни, соответствующий христианину.
Следовательно, справедливо заключить, что при водном крещении эти люди не получили возрождения.
Слайд 40
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
2. «Знак и печать» спасения
«Знак» спасения означает,
что крещение служит видимым и публичным подтверждением того, что
люди получили спасение от Бога через веру. Крещение само не передает благодати на спасение, но символизирует уже полученную от Бога через веру благодать.
Крещение укрепляет веру принимающих его и утверждает человека в Господе.
Слайд 41
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Согласно реформаторскому учению дети верующих родителей уже
в завете с Богом в силу их положения в
доме верующих.
Здесь проводится параллель с Божьим порядком в Ветхом Завете, где в иудейском доме дети считались членами Божьего народа с самого рождения. Обрезание же служило подтверждением статуса новорожденного в Божьем ветхозаветном народе.
Подобно этому, водное крещение служит подтверждением спасенного статуса новорожденного в христианской семье
Слайд 42
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
2. «Знак и печать» спасения
Итоги реформаторского и
пресвитерианского взгляда
Обратимся к Вестминстерскому исповеданию веры, принятому этими
конфессиями:
«Крещение есть новозаветное таинство, установленное Иисусом Христом, которое не только торжественно вводит крещаемого в видимую Церковь, но является для него знаком и печатью завета благодати, его привития ко Христу, возрождения, отпущения грехов и вручения его Богу во Христе, дабы он ходил в обновленной жизни».
Слайд 43
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
2. «Знак и печать» спасения
Опровержение
опыт не подтверждает,
что дети верующих родителей всегда следуют за Господом, что
ожидается, если они уже возрождены.
согласно новозаветному порядку и в отличие от Ветхого Завета человек зачисляется в Божий народ не посредством физического рождения, а через личную веру в Спасителя Иисуса
Слайд 44
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
3. Символ спасения
Водное крещение является символическим представлением
отождествления верующего с Христом в Его смерти и воскресении
Хотя
человек спасается через веру, водное крещение является необходимым выражением спасающей веры
Поскольку подавляющее большинство стихов, говорящих о спасении, упоминает о вере мы приходим к выводу, что спасение получается в тот момент, когда человек поверил в Иисуса Христа, как в своего личного Господа и Спасителя.
Слайд 45
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
«Для Нового Завета крещение, надлежащим образом выполненное,
по существу является актом веры и покаяния – актуализацией
спасающей веры, без которого, как правило, посвящение Иисусу как Господу не приходит в его необходимое выражение»
Спасение принимается не в результате долгого процесса, т.е. через покаяние, веру и крещение, а в один момент времени.
Должен существовать один конкретный момент, во время которого человек переходит из смерти к жизни, из не спасенного состояния к спасенному.
Слайд 46
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
«Обращение происходит не постепенно и не последовательно
(ступенями или степенями), но мгновенно»
«Согласно Писанию, человек не
может находиться в промежуточном состоянии ни одного мгновения, потому что не существует середины между верою и неверием, между жизнью и смертью».
Слайд 47
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
В своем служении Павел не делал большего
упора на практику водного крещения.
В 1 Кор. 1:17
«Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать».
Дом Корнилия был спасен без участия в водном крещении, что было удостоверено получением им Духа Святого (Деян. 10:47).
Для Иерусалимской церкви доказательством спасения язычников служило не их принятие водного крещения, а получение ими Духа Святого.
Слайд 48
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Крещение – это способ выражения веры, который
символизирует спасение, уже полученное через веру, при этом не
являясь необходимым средством для получения спасения.
Крещение служит символом очищения Деян. 22:16
Водное крещение символизирует очищение от греха, погребение для греха и воскресение к новой жизни.
Когда человека опускают в воду и затем поднимают, то этим демонстрируют погребение и воскресение верующего со Христом (Рим. 6:4)
Как вода очищает тело, крещение символизирует очищение души человека кровью Агнца.
Слайд 49
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Во-первых, Сам Иисус заповедал, чтобы Его ученики
соблюдали этот обряд. Поэтому принятие водного крещения является актом
послушания Господу.
Во-вторых, водное крещение совершается на протяжении всей истории Церкви почти всеми христианскими конфессиями. Следовательно, участие в нем демонстрирует единство Церкви.
Водное крещение представляет собой внешнее выражение того, что уже произошло внутри, в сердце новообращенного, т.е. что он получил прощение грехов и новую жизнь во Христе.
Через участие в водном крещении верующий человек утверждается в этой истине и отождествляется с совершенным для него спасением.
Слайд 50
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Участие в водном крещении вдохновляет человека, т.е.
укрепляет его веру, что приводит к получению благодати от
Бога.
Сила получается не прямым, а косвенным образом. Тот же процесс действует тогда, когда человек слушает проповедь.
Вдохновившись то ли словами проповеди, то ли участием в водном крещении, человек получает благодать от Бога через веру.
Слайд 51
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Водное крещение можно сравнить с тем, что
наблюдается на протяжении всей истории Божьего народа, а именно,
с установлением памятников.
В Ветхом Завете, когда люди смотрели на памятники, они вспоминали о том, что Бог для них совершил.
Подобным образом верующий может вспомнить о своем опыте водного крещения и напомнить себе о том, что поистине он омыт от вины греха и избавлен от силы греха через смерть Христа.
Слайд 52
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Водное крещение можно сравнить с тем, что
наблюдается на протяжении всей истории Божьего народа, а именно,
с установлением памятников.
В Ветхом Завете, когда люди смотрели на памятники, они вспоминали о том, что Бог для них совершил.
Подобным образом верующий может вспомнить о своем опыте водного крещения и напомнить себе о том, что поистине он омыт от вины греха и избавлен от силы греха через смерть Христа.
Слайд 53
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Крещение также подчеркивает исторический характер нашей веры.
Вероучения
других религий состоят из утверждений об истине, основанных на
личном мнении того или другого религиозного лидера.
Христианская вера состоит в том, что Бог сделал в истории. Приход Иисуса на землю был реальным физическим событием. Его смерть и воскресение тоже были реальными событиями.
Чтобы подчеркивать исторический характер нашего спасения, Бог требует, чтобы верующие соблюдали эту практику и приняли физический символ совершенной Христом работы.
Слайд 54
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Крещение это возможность для новообращенного публично засвидетельствовать
о своей вере.
«Так и нас ныне подобное сему образу
крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» 1 Пет. 3:21
ошибочно называть это заветом
Единственный завет - это завет между Христом и всеми верующими через Его кровь, которая обеспечивает нас прощением грехов (Лк. 22:20).
Слайд 55
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Необходимо ли водное крещение для того, чтобы
стать членом церкви?
Новый Завет никогда не требует принятия водного
крещения для вхождения во Вселенскую Церковь. Согласно 1 Кор. 12:13 мы крещены в Тело Христово через опыт возрождения.
Это значит, что единственное требование для присоединения к Вселенской Церкви – это возрождение.
Но что касается членства в поместной церкви, то руководство каждой конфессии решает этот вопрос для своих общин.
Слайд 56
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
Многие сторонники крещения младенцев считают водное крещение
необходимым для прощения первородного греха и вытекающего из этого
спасения младенца
ДОВОДЫ: сходство водного крещения с обрезанием.
одобрительное отношение Иисуса к детям Мф19:14
были случаи, когда весь дом или вся семья принимали крещение Деян. 16:14-15,33(Филиппы)
Слайд 57
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
ОДНАКО Деян. 18:8, где написано, что «Крисп,
начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим».
Здесь
выражение «весь дом» относится только к тем, кто может слышать Божье Слово и верить. Это исключает маленьких детей и младенцев
Слайд 58
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
В пользу крещения младенцев выдвигается аргумент, что
в истории Израиля дети были включены в Божье спасающее
действие.
При прохождении Чермного моря дети были крещены «в Моисея» (см. 1 Кор. 10:1-2) и при Пасхе они были защищены кровью агнца.
Но здесь мы имеем дело с прообразами, т.е. символическими представлениями того, что Бог сделал во Христе.
Слайд 59
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
Нужна ли вера при крещении младенцев, чтобы
они были действительно спасены?
Католики и православные считают, что
таинства действуют сами по себе без необходимости веры
Другие полагают, что младенцу вменяется вера его покровителей, т.е. крёстных родителей.
Лютеране учат, что через водное крещение младенцы либо получают спасение «в кредит», либо сами имеют способность верить.
Слайд 60
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
Под первым моментом имеется в виду, что
младенцы получают спасающую благодать сразу при крещении, а потом
позже в жизни они могут лично верить.
Кальвин мыслил подобно: «Младенцы крещены для будущего покаяния и веры».
Используются следующие стихи в поддержку того, что младенцы сами умеют проявлять личную веру: Мф. 18:6; Пс. 8:3; Мк. 10:14.
Слайд 61
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
Когда взрослые спят или находятся в коме,
они все равно обладают верой, хотя в «несознательной форме».
Поэтому предполагается, что несознательной верой могут обладать и младенцы.
Также доказывается, что, может быть, младенцы получают спасающую веру в момент крещения и посредством его.
Слайд 62
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
В младенческом возрасте важно не столько отчетливое
понимание предмета веры, сколько способность к доверительным отношениям, которой
младенцы обладают на самом деле.
Предметы веры «растут в количестве и ясности с получением больше откровения. Признаком действительности веры является не степень постигаемости, а его внутреннее расположение к Богу»
Слайд 63
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
Опровержение По всему Новому Завету повторяется следующий
порядок: верите и креститесь (Мк. 16:16; Деян 2:38; 8:12-13;
18:8)
Личная вера предшествует принятию водного крещения.
Истинная вера требует определенных знаний о предмете веры (см. 2 Тим. 3:15). А младенцам не под силу верить в Иисуса, следовательно, они не готовы принять крещение.
Слайд 64
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
-Ириней Лионский: «Христос пришел спасти тех, кто
через Него возрождается в Бога: младенцев, отроков, юношей, старцев»
(Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания, 2.39).
-Ориген: «Церковь получила обычай, переданный от апостолов, давать крещение даже младенцам» (Толкование в Послание к Рим. 5,9) и «Младенцы крещены для опущения грехов» (Проповедь по Луке, 19).
-Карфагенский Собор (416 г.) передал анафеме тех, кто запрещал крещение младенцев.
Слайд 65
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
-Киприан Карфагенский усмотрел в водном крещении обеспечение
отпущения первородного греха:
«Если (крещения) надобно держаться по отношению
ко всем, то особенно... по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление» (Письмо к Феду, 46; также см. Послание 58, 63).
Слайд 66
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
Августин усмотрел в водном крещении обеспечение опущения
первородного греха (О Браке и похоти 2.51; О благодати
Христовой и первородном грехе, 21)
«Можно сказать лишь то, что ко второму или третьему веку эта практика стала обычной, если не всеобщей»
Однако, между отцами Церкви не было единогласного мнения по данному вопросу.
Слайд 67
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
«Так позвольте же им принять крещение, когда
они подрастут, когда они (смогут) учиться, когда их можно
будет научить, тогда нужно принимать крещение» Тертуллиан (О Крещение, 18).
Иоанн Златоуст – в 23 года;
Григорий Богослов – в 26 лет;
Григорий Нисский – в 30 лет;
Амвросий – в 34 года;
Августин – в 33 года.
Слайд 68
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
ВЫВОД
Практика крещения младенцев возникла из-за недопонимания, когда
считалось, что водное крещения является необходимым для прощения первородного
греха.
С практической точки зрения крещение младенцев представляет собой реальную опасность тем, что крещеные таким образом впоследствии будут считать себя христианами, при этом еще не получив истинного возрождения через личную веру.
Слайд 69
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
Уместность крещения только взрослых или старших детей
вытекает из того, что в Библии получившие крещение уже
поверили в Господа, а младенец, конечно, не может осознанно верить. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас»
«Принявшие слово его крестились» (Деян. 2:38).
После уверования крестились «многие из Коринфян» (Деян. 18:8), Павел (Деян. 9:18), Лидия (Деян. 16:15), темничный страж (Деян. 16:33), ученики в Ефесе (Деян. 19:5).
Младенцы не могут «обещать Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21).
Слайд 70
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
Иоанн Креститель не крестил младенцев, что доказано
не только отсутствием упоминания об этом в библейском тексте,
но и тем, что он всегда требовал покаяния со стороны желающих креститься.
Слайд 71
ПОЛУЧАТЕЛИ КРЕЩЕНИЯ
Подростки
Библия не дает нам никаких конкретных
наставлений.
Требования для принятия водного крещения должны быть следующими:
Во-первых,
человек должен быть достаточно зрел, чтобы сознательно прийти к Христу за спасением.
Ему должно исполниться достаточно лет, чтобы он мог осмыслить концепцию «крещения», т.е. то, что оно означает и что собой символизирует.
Если человек данного возраста выполняет эти требования, то он готов принять водное крещение.
Лучше не устанавливать определенный возраст, а оценивать каждый случай в отдельности.
Слайд 72
МЕТОДЫ КРЕЩЕНИЯ
Два варианта – окропление (обливание) и погружение.
ОКРОПЛЕНИЕ
случаи совершения водного крещения при нехватке воды для погружения
Крещение
евнуха в пустыне (Деян. 8), крещение в доме Корнилия (Деян. 10), крещение темничного стража в Филиппах (Деян. 16).
Аргумент в защиту крещения окроплением или обливанием заключается в обращении к Иез. 36:25, где предсказано, что Бог окропит чистою водою и очистит от всех скверн и от всех идолов.
Слайд 73
МЕТОДЫ КРЕЩЕНИЯ
Приверженцы данной позиции сравнивают водное крещение с
крещением Духом Святым, которое часто в Писании выражается в
виде излияния, что более соответствует способам крещения окроплением или обливанием (см. Деян. 2:17; Ис. 32:15; Иоиль 2:28; Пр. 1:23).
Но это лишь косвенное доказательство.
Слайд 74
МЕТОДЫ КРЕЩЕНИЯ
Для прощения грехов Библия использует образ «окропления»
кровью Иисуса (Евр. 9:13, 14, 22; 10:22; 12:24; 1
Пет. 1:2).
Поскольку крещение также представляет прощение грехов, то почему бы не совершать его окроплением?
ОДНАКО, в вышеприведенных библейских примерах окропление кровью Христа относится не к водному крещению, а к ветхозаветной системе жертвоприношения, где окропляли кровью животных.
Там же.
Слайд 75
МЕТОДЫ КРЕЩЕНИЯ
Два варианта – окропление (обливание) и погружение.
Погружение
По Писанию крещение – это символ очищения (Деян. 22:16)
и погребения с воскресением (Рим. 6:3-4). Оба символа лучше отображаются путем полного погружения.
Слово βαπτίξω (баптидзо) передает смысл «погружения».
Иисус «выходил из воды» (Мк. 1:10)
Иоанн «крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды» Ин. 3:23
Слайд 76
МЕТОДЫ КРЕЩЕНИЯ
Слово βαπτίξω (баптидзо) передает смысл «погружения» и
в других контекстах. Мк. 7:3-4 …фарисеи не едят, не
омывшись (βαπτίξω), что, наверное, относится к омовению рук…
…Фарисеи наблюдали омовение (βαπτισμός) чаш, кружек, котлов и скамей, т.е. очищение путем погружения.
Идея омовения встречается и в Послании к Евреям (Евр. 9:10). Скорее всего, имеется в виду ритуальное омовение посредством погружения.
Слайд 77
МЕТОДЫ КРЕЩЕНИЯ
ДИДАХЕ Что же касается крещения, крестите так:
наперед провозгласив все это, крестите в живой воде во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа.
А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые другие, если могут. Крещаемому же вели поститься за день или за два.
Слайд 78
В ЧЬЁ ИМЯ??
«Идите, научите все народы, крестя
их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Мф. 28:19
Это конкретное повеление от Самого Господа
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян. 2:38,8:16; 10:48;19:5)
Просто примеры из жизни Церкви. Апостолы имели в виду не метод крещения, но власть, которой они крестили.
Слайд 79
В ЧЬЁ ИМЯ??
В Деян. 19:3 Павел намекает на
существование формулы для крещения «во имя Отца, Сына и
Духа Святого», когда он спросил людей в Ефесе: «Во что же вы крестились?».
Дело в том, что здесь Павел отвечает на заявление ефесян: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой».
Если бы они уже приняли водное крещение, то они услышал бы о Духе Святом в формуле «в имя Отца, Сына и Духа Святого».
Слайд 80
В ЧЬЁ ИМЯ??
Выражение «крещение во имя Иисуса» может
иметь в виду обращение ко Христу, как к предмету
веры новообращенного.
Имя Иисуса – это не то, что употребляется как формула, но то, на Кого полагается получатель крещения.
Например, в Деян. 22:16 Анания сказал Павлу: «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса».
Слайд 81
В ЧЬЁ ИМЯ??
Данная фраза может относиться ко Христу,
как к объекту преданности или посвящения новообращенного.
«У вас
говорят: `я Павлов'; `я Аполлосов'; `я Кифин'; `а я Христов'. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?».
Другими словами, креститься во имя Павла означало бы «я Павлов», а креститься во имя Иисуса значит «я Христов».
Выражение «крещение во имя Иисуса» может указывать на принадлежность Иисусу Христу.
Иоанн Дамаскин: «Итак, быть крещенным во Христа значит креститься, веруя в Него».
Слайд 82
СКОЛЬКО РАЗ??
Надо ли погружаться одни раз или три?
Православная Церковь оправдывается тем, что «троекратным погружением крещение знаменует
три дня гроба Господня».
Католики также делают, но не погружением, а троекратным окроплением.
ОДНАКО в Писании нет такого примера.
Это нарушает символизм крещения. По Писанию крещение представляет очищение и погребение с воскресением.
Слайд 83
СКОЛЬКО РАЗ??
Если человек искупался один раз, то он
уже будет чистым и ему не надо это повторять.
Если человек уже умер, то необходимо только одни раз похоронить его. Не надо выкапывать тело и снова хоронить.
Крещение символизирует очищение и погребение с воскресением. Оно не совершается для признания Троицы. Поэтому мы приходим к выводу, что необходимо погружаться только один раз.
Слайд 84
ВОПРОС ПЕРЕКРЕЩЕНИЯ
Католики отстаивают мысль, что водное крещение оставляет
«неизгладимую печать» в душе.
Поэтому это таинство не может
быть принятыми более одного раза..
И.Дамаскин «Следовательно, подобно тому, как однажды совершилась смерть Господа, так и креститься должно однажды; креститься по слову Господа, - во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, …, потом перекрещиваются, снова распинают Христа»
Так думают и православные
Слайд 85
ВОПРОС ПЕРЕКРЕЩЕНИЯ
Среди протестантов, которые не признают крещения младенцев,
считается, что новообращенный ко Христу человек должен принять водное
крещение как взрослый верующий, даже если он и был крещен в младенческом возрасте.
Поскольку Библия учит о крещении только после обращения ко Христу, то крещение в младенческом возрасте считается недействительным…
Слайд 86
КТО МОЖЕТ КРЕСТИТЬ?
Православная и Католическая Церкви -только священник,
находящийся в линии апостольской преемственности или, в экстренном случае
мирянин.
Католический священник крестит от своего имени, т.е. говоря: «я крещу тебя…».
Православный священник крестит от имени крещаемого: «Раб Божий, крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
Другие конфессии учат, что апостольская преемственность не нужна и любой уполномоченный церковью служитель может это сделать или же, в экстренном случае, крестить может и мирянин.
Ради порядка наиболее приемлемым является дать ответственность совершать крещение лидерам церкви
Слайд 87
КОГДА КРЕСТИТЬ?
Сколько времени должно пройти между уверованием
и принятием водного крещения?
В Ранней Церкви «оглашенные» проходили трехгодичный
период обучения и подготовки к принятию водного крещения, чтобы убедиться в их искренности
Было мнение, что для грехов, совершенных после принятия водного крещения, нет прощения.
Также существовала практика крестить новообращенных раз в год, а именно во время Пасхи.
Но из-за высокой смертности младенцев их стали крестить в 8-й день после рождения. Позже, Церковь перешла к практике крестить взрослых еженедельно.