Слайд 2
Что такое иконостас?
Одним из самых святых
мест для верующих является храм, собор, церковь, куда они
приходят на службы и литургии. В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати. Иконостас ограждает эту алтарную комнату от основного помещения для прихожан.
Слайд 3
История происхождения иконостаса
Происхождение иконостаса было вызвано
необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся
молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал. Они суть едины, но земная часть — проявленная, Божественная же не
может быть показана никакими земными формами, поэтому происходит символичное отделение алтарной комнаты иконостасом.
Слайд 4
Строение иконостаса-нижний ряд
В нём располагаются
Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и
четырёх евангелистов. Обрамление Царских врат могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.
Слайд 5
Нижний ряд
Остальные иконы в местном
ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей
иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.
Слайд 6
Второй ряд — деисус
Деисусный чин — главный ряд
иконостаса, с которого началось его формирование.
Слайд 7
Второй ряд – деисус
В центре
деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в
силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения — Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.
Слайд 8
Третий ряд — праздничный
В нём помещаются
иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников.
Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения.
Слайд 9
Четвертый ряд — пророческий
В нём помещены иконы
ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты
их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков).
Слайд 10
Пятый ряд — праотеческий
В нём располагаются
иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том
числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда — «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная». Существуют серьёзные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666—1667 гг. Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Деньми
Слайд 11
Завершение иконостаса
Завершается иконостас крестом или
иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам
креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.