Слайд 2
Тимофей
Коль скоро Павел не может сам прийти
в Филиппы, он намерен послать туда в качестве своего
представителя Тимофея
Тимофей был Павлу самым близким человеком
Он происходил из Дервии или из Листры. Мать его, Евника, была еврейкой, а бабушку его звали Лоида
Отец его был греком и, по-видимому, Тимофей был воспитан в греческой традиции, потому что он был не обрезан (Деян. 16,1; 2 Тим. 1,5)
Нельзя определенно сказать, когда и как он был обращен в христианскую веру, но Павел встретил его во время своего второго миссионерского путешествия и увидел в нем человека, который мог хорошо содействовать ему в служении Иисусу Христу
Слайд 3
Павел говорил о Тимофее как о своем возлюбленном
в Господе сыне (1 Кор. 4,17). Тимофей был с
Павлом в Филиппах (Деян. 16); в Фессалониках и в Верии (Деян. 17,1-14); в Коринфе и в Ефесе (Деян. 18,5; 19,21.22); и он был с Павлом в тюрьме в Ефесе (Кол. 1,1; Фил. 1,1)
Тимофей упоминается не менее чем в пяти посланиях Павла (Послания к Фессалоникийцам, Второе послание к Коринфянам, Послание к Колоссянам и Послание к Филиппийцам), а когда Павел писал Послание к Римлянам, Тимофей тоже посылает свои приветствия (Рим. 16,21)
Большая польза Тимофея заключалась в том, что когда Павлу нужно было оказать какой-нибудь церкви помощь, дать совет или передать письмо, но он не мог сделать этого сам, он посылал Тимофея. Тимофей был послан в Фессалоники (1 Фес. 3,6); в Коринф (1 Кор. 4,17; 16,10.11); в Филиппы. В конце концов Тимофей тоже был узником ради Христа (Евр. 13,23)
Слайд 4
Фил. 2,25-30 Епафродит
За этими строками скрыта драматическая
история. Когда филиппийцы услышали о том, что Павел находился
в тюрьме, они послали Павлу какие-то вещи с Епафродитом. Все, что они не могли сделать сами, они поручили сделать Епафродиту. Он не только должен был принести Павлу вещи, но и остаться при нем в Ефесе в качестве помощника
В Ефесе Епафродит заболел и был близок к смерти. Это могла быть известная римская лихорадка (малярия) охватывавшая иногда, как эпидемия город, лежащий в низине и окружённый болотами. Павел знал, что Епафродиту лучше вернуться домой и, очень может быть, что именно он принес в Филиппы это послание
Слайд 5
Но была одна сложность. Филиппийская церковь послала Епафродита,
чтобы он оставался с Павлом, и, если он теперь
вернется домой, найдутся такие, которые будут называть его ленивым или трусливым. Поэтому Павел дает Епафродиту рекомендательное письмо, которое должно было исключить всякую критику по его возвращении
Павел называет Епафродита посланник и служитель в нужде. В переводе трудно передать оттенки этих слов
Посланник - αποστολος. В буквальном смысле апостолос означает того, кто послан с официальным поручением и имеет очень широкие полномочия. Павел ставит Епафродита наравне с собой, как апостола Христа
Слайд 6
Служитель - λειτουργός. В древности в греческих городах
были люди, которые из любви к своему отечеству принимали
на себя выполнение (за свой счет) важных гражданских обязательств
Они брали на себя расходы по оплате какого-нибудь посольства, постановку драмы великого поэта, подготовку спортсменов, представляющих город на играх, или снаряжение боевого корабля и оплату жалованья команды. Эти люди были высшими благодетелями государства и их называли λειτουργόι
Павел прилагает к Епафродиту не только слово апостолос, но и лейтоургос, указывая тем самым на важность его миссии. "Примите же его... со всякою радостью, - говорит он, - и уважайте таких людей, потому что он рисковал своей жизнью ради Христа"
Слайд 7
Одно слово из этого отрывка получило позже своеобразное
христианское употребление. Здесь говорится об Епафродите - подвергая опасности
жизнь (свою). В греческом это слово παραβολευσάμενος, которое являлось жаргонным в азартных играх и означало ставить все при игре в кости
Павел говорит, что ради Христа Епафродит поставил на карту свою жизнь. В эпоху ранней Церкви существовало объединение мужчин и женщин, которых называли параболани, азартными игроками. Они ставили своей целью посещать заключенных и больных, в особенности тех, кто был болен опасными и заразными болезнями
. В 252 г. в Карфагене вспыхнула чума. Язычники бросали тела своих умерших и в ужасе бежали. Христианский епископ Карфагена Киприан собрал свою общину и они начали хоронить мертвых и ухаживать за больными в охваченном чумой городе, и таким образом они, рискуя своей жизнью, спасли город от гибели и опустошения
Слайд 8
Автобиография Павла и опыт подражания. Фил. 3 глава
1 ст. Павел указывает на несокрушимость христианской радости. Он
наверное чувствовал, что ставил филиппийской церкви очень высокие требования. Существовала вероятность, что их ждут те же гонения и даже такая же смерть, которая угрожала ему. Он напоминает, что пишет о том же, о чем уже писал им раньше, из этого вытекает, что Павел написал филиппийцам другие, не дошедшие до нас послания. Этому не стоит удивляться. Павел писал послания в течение шестнадцати лет - с 48 г. до 60 г., а до нас дошли лишь тринадцать
Слайд 9
2-3 ст. Совершенно неожиданно Павел заговорил очень резким
тоном. Где бы Павел ни проповедовал, за ним всегда
следовали иудеи, пытавшиеся разрушить его учение. "Берегитесь псов", - он говорит. В Библии собака символизирует самое презренное создание. В Книге Второзакония говорится, что ни платы блудницы, ни цены пса нельзя вносить в дом Господа ни по какому обету (Втор. 23,18). В Откровении слово пес символизирует всех тех нечистых, которые не могут войти в Святой город (Отк. 22,15). "Не давайте святыни псам" (Мат. 7,6)
Слайд 10
4-7 ст. Павел только что резко критиковал иудейских
учителей и настаивал на том, что по-настоящему обрезанным и
избранным Богом народом являются христиане, а не иудеи. Его противники могли попытаться возразить: "ты не знаешь, о чем говоришь; не знаешь, что значит быть иудеем". И Павел представляется сам, но не для того, чтобы похвастаться, а чтобы показать, что он пользовался всеми привилегиями, которыми может пользоваться иудей, и достиг всего, чего может достичь иудей. Он знал, что такое быть иудеем в высшем смысле этого слова, и добровольно отказался от всего ради Иисуса Христа. Каждая фраза на этом списке Павловых привилегий имеет особое значение
Слайд 11
Обрезан в восьмой день. Бог заповедал Аврааму: "Восьми
дней от рождения да будет обрезан у вас" (Быт.
17,12). Павел ясно заявляет, что он не является потомком Измаила, потому что Измаил был обрезан в тринадцать лет (Быт. 17,25), и не прозелитом, перешедшим в иудаизм во взрослом состоянии и обрезанным уже мужчиной. Павел подчеркивает, что был рожден в иудейское вероисповедание, пользовался всеми привилегиями и соблюдал все обряды с самого рождения
Из рода Израилева. Когда иудеи хотели подчеркнуть свои особые отношения с Богом они называли себя израильтянами. Израиль - это имя особо данное Богом Иакову после его борьбы с Ним (Быт. 32,28). Потомки Измаила могли проследить свое происхождение от Авраама, потому что Измаил был сыном Авраама от Агари; также и идумеи могли проследить свое происхождение от Исаака, потому что родоначальником народа идумеев был сын Исаака Исав; лишь израильтяне могли проследить свое происхождение от Иакова, которому Бог дал имя Израиля. Называя себя израильтянином, Павел подчеркивает чистоту своего происхождения
Слайд 12
Из колена Вениаминова. Другими словами, он был не
только израильтянином, он принадлежал к элите Израиля. Колено Вениаминово
занимало особое место в аристократии Израиля. Вениамин был сыном Рахили, горячо любимой жены Иакова, и из всех двенадцати патриархов только он родился в земле обетованной (Быт. 35,17.18). Из колена Вениаминова происходил первый царь Израиля (1 Пар. 9,1.2), и, вне всякого сомнения, по этому царю Павел получил свое первоначальное имя Савл. Когда иудеи вернулись из плена, ядро возродившейся нации составили колена Вениамина и Иуды (Ездр. 4,1)
Таким образом, Павел заявляет, что у него самое чистое для иудея происхождение, и что он принадлежит к аристократии Израиля
Слайд 13
Еврей от евреев. Это вовсе не одно и
то же, что сказать, что он настоящий израильтянин. Иудеи
были рассеяны по всему миру. Но часто случалось так, что они забывали свой язык. Они становились и по языку и по культуре греками, потому что этого требовала жизнь, ведь они вращались в среде, где все говорили по-гречески (эллинисты). В синагоге эллинисты читали Священное Писание по-гречески (Септуагинта). Иудей - это еврей не только чистокровный по происхождению, но сознательно, и часто даже ценой большого труда, сохранивший в диаспоре свой родной язык и свою культуру. Такой иудей (в обиходе – еврей в отличие от эллиниста) говорил на языке страны, в которой он проживал, но в синагоге читал Священное Писание на древнееврейском и свято хранил традиции своих отцов
Слайд 14
По учению фарисей. Павел, получив прекрасное образование в
Иерусалиме (у ног Гамалиила) принадлежал к религиозной элите Израиля.
Об этом Павел заявляет не один раз (Деян. 22,3; 23,6; 26,5). Фарисеев было не много - их число никогда не превышало 6000, но они были духовными столпами иудаизма (Иосиф Флавий). Они изолировали себя от обыденной жизни и от всех мирских задач для достижения высшей цели - соблюдения закона до мельчайших деталей. Павел, как никто другой, знал из личного опыта, что такое иудейская религия в ее самой требовательной форме
По ревности - гонитель Церкви. В глазах иудея ревность (ζηλουτες) была высшим отличительным свойством религиозной жизни. Павел никогда не стыдился признать свои заблуждения и не стыдился говорить людям о том, что когда-то ненавидел Христа, т.е. он заявляет, что знал иудаизм в его самой фанатической форме
Слайд 15
В плане праведности был непорочным с точки зрения
закона. В греческом непорочный это - αμέμπτος. Глагол μεμφεσθαι,
от которого произведен αμέμπτος, означает - осуждать за грех по упущению. Павел подчеркивает, что нет такого требования закона, которого он не исполнял бы
Все это Павел мог считать своей заслугой в жизни, но встретив Иисуса Христа, он посчитал это своим тяжелым бременем. Все, что он считал своей славой, оказалось попросту бесполезным
Слайд 16
8-9 ст. Павел пришел к заключению, что все
иудейские привилегии и достижения ничто иное, как полный проигрыш.
Он говорит здесь: «Я пришел к такому заключению. Я и теперь думаю так. Я пытался найти путь к Нему, строго соблюдая иудейский закон, но увидел, что закон и все его нормы не только бесполезны, но и приносят вред в деле достижения этой цели. Я увидел, что это не лучше, чем «сор». Сор - σκύβαλα имеет описательное значение - то, что брошено псам; но в более точном значении, в том числе в медицинской терминологии оно значит экскременты, испражнения (только Лютер решился на точный перевод этого слова - дерьмо)
Сам язык, к которому Павел прибегает для характеристики человеческой значимости, вытекающей из мелочного соблюдения сотен предписаний – сор (дерьмо), - показывает, какое отвращение вызвали в нем тщетные попытки изображать из себя праведника и убеждать в этом других
Слайд 17
10-11 ст. В каждом послании Павел в разных
формах говорил о том, насколько важно знать Христа. Глагол
γινωσκω всегда указывает на личное знакомство. Цель Павла заключается не в том, чтобы что-то узнать о Христе, но познать Его лично. Познать Христа значит «следовать за ним».
С этим связано прежде всего участие в страданиях Его. Павел неоднократно возвращается к мысли о страданиях, как соучастии в самих страданиях Христа (2 Кор. 1,5; 4,10-11; Гал. 6,7; Кол. 1,24). С этим связано такое единение с Христом, что мы с каждым днем все больше и больше соучаствуем в Его смерти, так что, в конце концов, соучаствуем в Его Воскресении. Познать Христа - значит идти тем путем, которым шел Он; соучаствовать в Кресте, который Он нес; соучаствовать в смерти, которой Он умер; и, наконец, соучаствовать в Его жизни вечной
Слайд 18
12-16 ст. Для понимания этого отрывка очень важно
правильное толкование греческого слова τελειος (от τελος – цель,
смысл), которое здесь встречается дважды, и переведено один раз как усовершился (3,12), а второй раз как совершен (3,15). Слово телеос имеет в греческом языке множество взаимосвязанных значений. Оно значит - развившийся, выросший, в противоположность недоразвитому. Оно употребляется для обозначения зрелого ума, и тогда обозначает человека, сведущего в каком-то предмете, в противоположность простому обучающемуся. По отношению к жертвоприношениям это слово имеет значение жертвы без порока, пригодной для принесения Богу. В эпоху ранней Церкви это слово часто употреблялось для обозначения мучеников. Идея заключается в том, что мученическая смерть - высшая точка христианской зрелости