Слайд 2
Владимир Галактионович Короленко
(1853-1921)
«Человек с большим и сильным сердцем», -
писал о
В.Г. Короленко А.М. Горький
Слайд 3
О писателе В.Г. Короленко
В.Г. Короленко – писатель-демократ, публицист, общественный деятель. Короленко
родился 15 июля 1853 года в г. Житомире на Украине. Во многих своих произведениях автор показал пробуждение человеческого сознания и мечту простых людей о счастливой и свободной жизни. Он видел свой долг писателя в том, чтобы вселить в людей бодрость, пробудить веру в свои силы.
Слайд 4
Ссылка в Якутию
За свои политические убеждения в 1881
году Короленко был сослан в Якутию, отбывал ссылку в с. Амга с 1 декабря 1881 по 10 сентября 1884 года. Писатель внес большой вклад в изучение якутского края, его природы, климата, быта и нравов местного населения, занимался хлебопашеством, просветительской и педагогической деятельностью. Здесь он плодотворно работал, сложился и окреп как писатель, здесь он находил темы и материалы для самых лучших произведений.
Слайд 6
«Сон Макара» как святочный рассказ
Автор
отнес свое произведение к «святочным рассказам».
Рожде́ственский
или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением.
Слайд 7
Из мистерии в рождественский рассказ
перешла трехуровневая организация пространства (ад — земля — рай)
и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания.
Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.
Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо.
Чудо реализуется не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика.
Слайд 8
Рассказ В.Г. Короленко
«Сон Макара»
«СОН МАКАРА»
1885 г.
Написанный в якутской
ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара). Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко, очевидно, недаром сменил его имя на Maкара — на него, по русской поговорке, «все шишки валятся»; но с другой стороны, короленковский Макар живет именно там, куда другой фольклорный Макар «телят не гонял».
Слайд 10
Макар — главный герой рассказа
Макар —
потомок русских крестьян, житель «глухой слободки Чалган», затерянной «в
далекой якутской тайге». Отделяя себя от «поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»; «работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод», много пил.
В канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в тайге в надежде поймать лисицу, Макар заблудился и стал замерзать. Во сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у «старого Тойона», в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи Макара
Слайд 11
Сын старого Тойона просит отца разрешить
Макару «что-нибудь» сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе
«дар слова», рассказывает в подробностях о своей жизни: как «его гоняли всю жизнь старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга!.. Горький рассказ его сменяется яростью: «Как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя». Он надеялся на «лучшую долю», но «теперь он стоял у конца, и надежда угасла...».
От рассказа Макара заплакал старый Тойон, «старый попик Иван», «молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи Макара, «подымалась все выше и выше!».
Слайд 13
Интерпретации рассказа
Рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у
современников, а его аллегорическая подоплека позволяла давать различные интерпретации
— как революционного характера, так и сугубо христианские.
Рассказ решен в традициях популярных «святочных рассказов», где на первое место ставилось карнавальное религиозное представление, а не художественная убедительность образов.
По мнению Павла Басинского, это притча о справедливости – самая классическая вещь о справедливости, которая есть в мировой литературе.
Слайд 14
Смысл финала рассказа
В рассказе
Короленко финалом стала победа света над мраком в сознании
Макара, нравственное перерождение героя, сумевшего рассказать о своей жизни и осознавшего её страшную беспросветность.
Незакономерный и неправдоподобный финал, утверждающий торжество добра, напоминает о евангельском чуде и создает рождественскую чудесную атмосферу.
Но в то же время это реалистическое произведение, которое сочетает в себе евангельские мотивы, основную жанровую специфику святочного рассказа и усиленную социальную направленность.