Слайд 2
Начало письменности у восточных славян связано с Крещением
Руси в 998 году во время княжения в Киеве
Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.
Слайд 3
Древняя письменная литература делится на светскую и церковную.
Последняя особое распространение и развитие получила после того, как
христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.
Слайд 4
Древняя Русь обретала свою письменность вместе с духовными
книгами, которые были привезены из Византии греческими священниками.
Первая
славянская азбука была разработана солунскими братьями Кириллом и Мефодием. Поэтому именно церковные тексты стали тем источником знаний, по которому наши предки постигали книжную премудрость. К жанрам древней религиозной литературы относились
псалмы,
жития,
молитвы и проповеди,
церковные легенды,
поучение
повесть
слово
Некоторые из них, например повесть, впоследствии трансформировались
в жанры светских произведений.
Другие же остались строго в церковных
рамках.
Слайд 5
Жанры религиозной литературы
Житие
это произведения, посвященные описанию
жизни и деяний
святых. Речь не идет только об
апостолах, продолживших проповедническую
деятельность Христа после его смерти. Героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и
пострадавшие за веру.
Это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.
Слайд 6
Отличительные признаки ЖИТИЯ
Во-первых, оно составлялось о реальном человеке.
Автор произведения должен был придерживаться рамок настоящей биографии, но
обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого.
Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.
Слайд 7
Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе,
которой Бог наделял самых верных своих служителей. Благодаря Божьей
милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества.
Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались.
И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык. Здесь много риторических восклицаний, обращений, слов и выражений с библейской символикой.
Слайд 8
Жития преподобных
Особое место в этом ряду занимает жизнеописание
протопопа Аввакума – непокорного вождя старообрядчества, написанное им самим
во время пребывания в Пустозерском остроге (17 век). По сути, это первая автобиография, рождение нового литературного жанра.
Слайд 9
Псалмы
В псалмах ярко выражены многие чувства и
переживания человека: покаяние и смирение,
сознание своего не достоинства
перед величием
Божиим, благодарение за Его великие милости,
надежда на милосердие Вседержителя и взывание к
Нему о помощи. Монашеский хор прекрасно
передает эти чувства слушателям.
Слайд 10
Поучение
В узком смысле – это церковная проповедь
В
широком смысле - это дидактическое высказывание, которое обращено к
читателям.
Это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав "Повести временных лет" "Поучение Владимира Мономаха"
Слайд 11
«Поучение Владимира Мономаха»
Литературный памятник, относящийся к XII
веку. Он был написан Владимиром Мономахом - великим киевским
князем. В «Педагогическом словаре библиотекаря» также упоминается этот документ. Там он называется памятником педагогической мысли. В «Российской педагогической энциклопедии» подчеркивается, что «Поучение Владимира Мономаха» состоит из 3 частей, которые первоначально были абсолютно самостоятельными.
Слайд 12
Летопись
В XI веке на Руси возникает летописание. Во
время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита,
в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись.
Летопись. Летописание. Погодная запись (год).
Слайд 13
В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря
Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский
свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.
Слайд 14
«Повесть временных лет»
первый памятник литературы, дошедший до наших
дней.
Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших.
В это произведение
включены легенды, предания. В них
нашли отражение такие темы, как национально-
патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.
Слайд 15
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Повествование
о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это
значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
Слайд 16
В это время земли, на которых жили разгромленные
Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной
был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.
В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.
Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.
Слайд 17
Понятия и термины
Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и
юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских
слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси.
Ладья –средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом
Слайд 18
Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
Воевода
– предводитель дружины
Дружина – отряд воинов на службе у
князя
«Я муж его»… я служу князю
«в сторожах» – с передовым отрядом
Отчина – земля отцов, родина
Сокрушался – сильно печалился
Княжичи – дети князя
Слайд 19
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
В
чем заключалась хитрость воеводы Претича?
Что помогло отроку справиться
с заданием воеводы?
Какие черты характера вы увидели в отроке?
Какая тема пронизывает это произведение?