Слайд 2
Первая половина XIX
века – время блестящего расцвета русской культуры, получившее название
«Золотого века».
Слайд 3
Литература
В 30-х годах XIX
века в русской литературе начинает формироваться реализм, для которого
свойственно объективное изображение действительности и описание типичных характеров в типических обстоятельствах при сохранении их индивидуальности. Виднейшими представителями литературы «золотого века» стали А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев.
Слайд 4
Символ эпохи – Александр Сергеевич Пушкин
Время А.С. Пушкина называют «золотым веком» русской культуры.
Сочетание черт романтизма и реализма – характерные черты творчества поэта, сыгравшего важную роль в формировании русского народного языка и создавшего шедевры в области самых различных жанров (Драма «Борис Годунов», поэмы «Медный всадник», «Полтава» и др.,роман «Евгений Онегин», повести «Капитанская дочка», «Дубровский» и др.).
Работа О.Кипренского
Слайд 5
Александр Сергеевич Грибоедов
Комедия «Горе
от ума» - бессмертное творение автора, высмеивающее пороки дворянского
общества.
Слайд 6
Иван Андреевич Крылов – русский баснописец
В своих баснях дал критику извечных человеческих
пороков, сочетающуюся с многочисленными аллюзиями на современность. Многие его выражения стали афористичны.
Работа К.Брюллова
Слайд 7
Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт
Автопортрет
Его роман «Герой нашего времени» внёс значительный
вклад в развитие русского реализма. В поэмах «Мцыри», «Демон», в драме «Маскарад» нашли отражение романтические черты…
Слайд 8
Николай Васильевич Гоголь
В своем
творчестве обратился к сатире на чиновничий мир (комедия «Ревизор»),
к теме «маленького человека», проблемами нравственного совершенствования России (роман «Мёртвые души»).
Слайд 9
Иван Сергеевич Тургенев
Автор «Записок
охотника» и многочисленных романов, в которых показана пагубность крепостничества
не только для крестьян, но и для помещиков…
Слайд 10
Живопись
Для русской живописи 1801 –
1855 гг. – время исканий и расцвета, прорыва к
мировой славе.
В живописи, как и в литературе, заметную роль начинает играть романтизм.
Слайд 11
Орест Адамович Кипренский
Интересом к внутреннему
миру человека, его индивидуальности, мягкостью тонов характерна живопись Ореста
Адамовича Кипренского. В его творчестве наиболее ярко отразились романтические искания художников начала века.
О.А.Кипренский
Автопортрет
Слайд 12
Портреты Кипренского выразили новое представление о ценности личности,
её неповторимости, о содержании внутреннего мира человека.
Слайд 13
Василий Андреевич Тропинин
В историю
русской живописи В.А.Тропинин вошёл не только как портретист, но
и как создатель особого вида жанровой картины – пояснительного изображения человека занятого не сложным привычным делом.
Слайд 14
На портрете В.А.Тропинина по-домашнему обаятелен А.С.Пушкин. Так свежи,
так одухотворены на его полотнах лица простых людей.Бесконечны молодость
и очарование его «Кружевницы».
Слайд 15
Алексей Гаврилович Венецианов
Алексей Гаврилович
Венецианов стал первым русским художником, сознательно избравшим бытовой жанр
основной областью своего творчества.
Красота и поэтичность венециановских крестьянок не означала идеализации крепостного подневольного труда. Они говорили об уважении, симпатии художника к крестьянскому труду, желании подчеркнуть их нравственную привлекательность.
Слайд 16
Картины А.Г.Венецианова «На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве.
Лето» и др. имели шумный успех.
Слайд 17
Карл Павлович Брюллов
Карл Брюллов оказал
огромное влияние на русское искусство. Он был неповторимым мастером
цвета. Стоит вспомнить хотя бы его картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
Слайд 18
К.П.Брюллов многого добился в портретном жанре,
принесшим ему европейскую известность. Его портреты поражали необыкновенной динамикой,
мастерством композиции и необычным колоритом.
Слайд 19
Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи»,
в котором проявились все лучшие стороны его дарования.
Слайд 20
Александр Андреевич Иванов
Интерес публики к
живописи поддержал один из величайших русских художников Александр Андреевич
Иванов. Работа над замечательной философско-исторической картиной «Явление Христа народу» заняла большую часть его жизни. Художник мастерски выстроил композицию, создав ансамбли, связанные схожестью людей или контрастом между ними. Искренне религиозное чувство, воплощённое с необыкновенной глубиной, идеи спасения человечества и сегодня волнуют зрителя.
Слайд 22
Павел Андреевич Федотов
П.А.Федотов является родоначальником
критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Будучи
офицером, он рисовал сценки из полковой жизни, батальные эпизоды, карикатуры, портреты.
Картины Федотова носят комедийно-сатирический характер.
Слайд 25
Архитектура
Первая половина XIX в.
– время расцвета русского градостроительства. Главным архитектурным стилем был
классицизм. Его высокий гражданственный пафос на многие годы определил облик городов России: по числу и масштабам городские ансамбли, созданные в начале XIX в., превосходят те, что были построены в предшествующее столетие. Наибольшей полнотой достижения русского классицизма воплотились в творчестве А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Ж. Тома де Томона и К.И. Росси.
Слайд 26
Андрей Никифорович Воронихин.
Казанский собор
– одно из самых грандиозных по замыслу и великолепных
по исполнению сооружений Андрея Никифоровича. Это замечательное здание, ставшей делом всей жизни архитектора, до сих пор является украшением Петербурга. Собор возводился с 1801 по 1811 гг.
При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. Облик здания определялся не только прекрасной колоннадой со стороны северного фасада, но и монументальностью скульптурного решения. В создании скульптур Казанского собора участвовали крупнейшие мастера своего времени: И.П.Мартос, Ф.Ф.Щедрин и др.
Слайд 28
Андреян Дмитриевич Захаров
А.Д. Захаров получил известность за разработку проекта планировки
стрелки Васильевского острова в столице (1803 – 1804). Однако самым крупным из сохранившихся сооружений, созданных Захаровым, является Адмиралтейство (1806 – 1832). Задача, стоявшая перед зодчим, была очень сложной. Здание пришлось не строить заново, а реконструировать.
Адмиралтейство – не только ключевой элемент архитектурной композиции центра Петербурга. Оно должно было языком декоративной скульптуры рассказать о славе и истории русского флота. А.Д. Захаров сохранил замечательный золочёный шпиль центральной башни, созданный И.К. Коробовым, но обогатил её архитектурное решение скульптурами Ветров, Кораблестроения и др.
Слайд 30
Тома де Томон
В начале
XIX в. Несколько крупных построек создал швейцарец Ж. Тома
де Томон. Значительным его успехом стало здание Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге (1804 – 1811). Биржа изменила облик столицы. Четко очерченное, окруженное со всех сторон колоннами, здание как бы соединило в единый ансамбль дома и дворцы набережных Невы, придав центру города завершенный, целостный вид.
Слайд 32
Карл Иванович Росси
Крупнейшим зодчим
Петербурга был Карл Иванович Росси. Ему принадлежат важнейшие сооружения
столицы: здание Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей), ансамбль Александринского театра и, наконец, здание Сената и Синода. Каждый раз зодчий расширял свою задачу, не просто вписывая сооружения в улицы и площади Петербурга, но и придавая районам столицы новый облик.
В творчестве Росси русский классицизм переступил вершину своего развития.
русской архитектуре появились черты, связанные с зарождением нового направления,
именуемого «историзмом» или «эклектикой». Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, индийскому, греческому, готическому и византийскому стилям, их сочетаниям.
Переходным можно считать творчество московских зодчих О.И. Бове, Д.И. Жилярди и А.Л. Витберга.
Слайд 35
Осип Иванович Бове
С именем Осипа Ивановича Бове связано
строительство Торговых рядов, создание Театральной площади и Большого театра,
Первой Градской больницы, Триумфальной арки (ныне расположенной на Кутузовском проспекте).
Слайд 37
Демьян (Доменико) Иванович Жилярди
прославился реконструкцией здания Московского университета, полностью изменившей его фасад,
строительством Опекунского совета на Солянке.
А.Л. Витберг создал проект храма на Воробьевых горах в память победе России в Отечественной войне 1812 г., работы по строительству которого были сорваны.
Слайд 38
Огюст Монферран
С именем Огюста
Монферрана связаны постройка Исакиевского собора в Петербурге и возведение
Александровской колонны на Дворцовой площади столицы.
Исакиевский собор – крупнейшее сооружение своего времени, возводившееся 40 лет, с 1818 по 1858 г. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление.
Александровская же колонна прекрасно вписалась в ансамбль Дворцовой площади и придала ему большую выразительность и законченность.
Слайд 40
Константин Андреевич Тон
К.А. Тон,
стремясь сочетать античное и древнерусское наследие, стал творцом русско-византийского
стиля. По его проектам были построены Большой кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя в Москве, здания первых вокзалов в обеих столицах.
Слайд 42
Скульптура
Русская скульптура первой половины
XIX века продолжала оставаться частью архитектурных сооружений в соответствии
с классицистскими установками Академии художеств, откуда вышли наиболее известные её представители.
Слайд 43
Иван Петрович Мартос
Самой известной работой
И.П. Мартоса является памятник Минину и Пожарскому на Красной
площади в Москве.
Слайд 44
Пётр Карлович Клодт
П.К. Клодт стал знаменитым
скульптором 30-50-х гг. XIX века. Славу мастеру принёс монументально-декоративный
ансамбль на Аничковом мосту в Петербурге (1833-1850).
в Летнем саду был открыт памятник И. А. Крылову,
к десятой годовщине со дня смерти баснописца.
Творчество великого русского баснописца И. А. Крылова любимо народом. Памятник ему, созданный П. К. Клодтом, на протяжении более столетия неизменно привлекает внимание посетителей Летнего сада. В этой популярности - проявление благодарности потомков баснописцу и скульптору.
Слайд 46
Музыка
В начале XIX столетия
музыка впервые широко обратилась к народной мелодии и национальной
тематике. Крылатые слова М.И. Глинки: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем», - стали программой для композиторов и исполнителей. Музицирование, посещение музыкальных спектаклей были в эти годы и обязательной частью образования, и любимой формой проведения досуга.
Слайд 47
Михаил Иванович Глинка
Начало новой эры в развитии русской музыки связано с
именем М.И. Глинки (1804 – 1857). Выдающийся композитор создал первые классические образцы национальной оперы, симфонической и инструментальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» дали начало двум основным линиям в русском оперном искусстве XIX в. – народно-героической и легендарно-сказочной. Оркестровые сочинения Глинки «Арагонская хота», «Камаринская» оказали огромное влияние на русскую симфоническую классику.
Слайд 48
Александр Сергеевич Даргомыжский
А.С.Даргомыжский
(1813 – 1869) продолжил работу М.И. Глинки. Особое внимание
композитор уделял декламационной песне и опере. Свидетельством этому романсы и песни А.С. Даргомыжского «Титулярный советник», «Старый капрал». Однако по драматической глубине и силе важнейшее место среди его работ занимает опера «Русалка» по поэме А.С. Пушкина. Это подлинный шедевр оперной классики, долгие годы не сходящий со сцен театров.
Слайд 49
Театр
В театральном искусстве России
первой половины XIX века главными были фигуры антрепренеров и
актёров. Театральные постановки поэтому страдали небрежностью, в них не было той глубины, которую придаёт спектаклю режиссёр. Нет худа без добра: театр являлся в полном смысле этого слова театром актёра. Мастерство, индивидуальность артистов определяли лицо спектакля, славу и популярность театра.
Слайд 50
Плеяду великолепных мастеров
сцены возглавил М.С. Щепкин (1788 – 1869). Он первым
стал играть без суфлёров, внёс в игру неисчерпаемый запас жизненных наблюдений. М.С. Щепкина считают актёром-универсалом. Он испытал все актёрские амплуа – от трагика до комических старух. Одновременно с ним на сценах Москвы и Петербурга блистали П.С. Мочалов (1800 – 1848), В.А. Каратыгин, чуть позже – П.М. Садовский, любимцы публики, по уровню мастерства не уступавшие Щепкину.