Слайд 2
«Пушкин… был родовой москвич,- писал П.А.Вяземский… Нет сомнения,
что первым зародышем дарования своего…обязан он окружающей его атмосфере».
Истоки интереса к истории
Слайд 3
Истоки интереса к истории
Первые впечатления Пушкина были связаны
с Кремлём и Красной площадью, памятниками старины, овеянными легендами
и сказаниями.
Края Москвы,края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед…
А.С.Пушкин. «Воспоминания в Царском Селе»
Слайд 4
Московский быт, яркое, запоминающееся просторечие московской толпы, картины
народной жизни питали воображение мальчика.
Москва пушкинского детства дошла
да нас в гравюрах художника Ж. Делабарта. Таким видел Пушкин свой город:
« …краса Москвы стоглавой, родимой прелесть стороны».
Любовь к родному городу
– путь к истории России
Слайд 5
В детстве Пушкин заслушивался рассказами о временах Павла
I и Екатерины II.
История же рода Пушкиных из
ХIХ и XVIII веков уходила в глубь столетий.
Слайд 6
«Род Пушкиных мятежный» - по линии отца.
Семейство Пушкиных часто проводило лето в деревне Марьи Алексеевны
-Захарово. Поэта волновали семейные легенды, рассказанные ему бабушкой. Особенный его интерес вызывали предки-бунтари: Гаврила Пушкин, дерзнувший низвергать законного царя Бориса Годунова, Федор Пушкин, покусившийся на жизнь Петра I и казненный императором.
Слайд 7
Предки Пушкина
А.Ф.Пушкин. Прадед поэта
С.Ю.Пушкина. Прабабка поэта
Слайд 8
Пушкина Надежда Осиповна - внучка знаменитого Ибрагима Ганнибала
Слайд 9
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.
И был
отец он Ганнибала,
Пред кем среди чесменских пучин
Громада кораблей всплывала.
И
пал впервые Наварин.
«Моя родословная». 1830.
Сюжет романа А.С.Пушкина «Арап Петра Великого», главными действующими лицами которого являются Пётр I и его крестник- арап Ибрагим, волнует читателя по сей день.
Абрам Петрович Ганнибал, воспитанник Петра I, прадед Пушкина со стороны матери поэта, принадлежал к числу замечательных людей XVIII столетия.
Слайд 10
«История народа принадлежит поэту»
А.С.Пушкин.
Сама пушкинская эпоха,
полная бурных исторических событий, героических биографий, ярких личностей, заставляла
поэта обратиться за вдохновением к музе истории Клио.
Чему, чему свидетели мы былu!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились, и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари …
В этих пушкинских стихах - наполеоновские войны, Отечественная война 1812 года, европейские революции, восстание в Польше 1831 года, холерные и солдатские бунты...
Слайд 11
Пушкин уже с юных лет ощущал свою причастность
к большой истории России.
Слайд 12
Лицейские записи Пушкина поражают разнообразием своих тем, идей,
образов, но уже в юные годы окружающие видели в
нём глубокого поэта.
Беспечные дружеские стихотворения сменяются тревожными раздумьями о великих политических событиях таких, как пожар Москвы или битва под Ватерлоо.
Интерес А.С.Пушкина к истории
И легенды, и жизнь, кипевшие вокруг, подсказывали пушкинской музе исторические темы, к которым обратился он еще лицеистом.
Слайд 13
Первый его поэтический триумф стихотворение «Воспоминания в
Царском Селе», прочитанное в 1815 году в Лицее на
переводном экзамене по словесности, было посвящено победам русского оружия в 1812 году.
Пушкин на лицейском экзамене в 1815г. декламирует перед Державиным своё стихотворение «Воспоминание в Царском Селе».Художник И.Репин. 1911г.
Слайд 14
Война 1812 года
В 1812 году он, как
и другие лицеисты, провожал войска в народное ополчение, идущие
на брань с Наполеоновской армией из Петербурга через Царское Село, где находился Лицей, на Москву.
Сыны Бородина,
О кульмские герои!
Я видел, как на брань летели ваши строи;
Душой восторженной за братьями спешил…
«Александру» 1815г.
Слайд 15
Пожар Москвы. 1813г.
Утешься, мать градов России,
Воззри на гибель
пришельца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает
в снегах реками течь;
Бегут - и в тьме ночной их хлад и смерть слетают.
А с тыла гонит россов меч.
«Воспоминания в
Царском Селе».1814г
Слайд 16
Бегство Наполеона из Москвы
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы
коленопрекло-нённой
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему
с повинной головою.
«Евгений Онегин», гл.У11
Слайд 17
Источники исторических знаний Пушкина
Исторические интересы Пушкина пробуждались и
под влиянием искусства, литературы, трудов античных, европейских и русских
историков.
«Римская история» Нибура, «История упадка и разрушения Римской империи» Гиббона, «Курс истории Франции» аббата Милота, «История Российская с самых древнейших времен» В.Н.Татищева, «История государства Российского» Н.М.Карамзина - лишь некоторые сочинения из обширного круга исторических трудов, которые читал и изучал Пушкин.
Слайд 18
Первым значительным произведением после выхода из Лицея была
ода «Вольность»
В ней были отражены политические воззрения декабристов.
Свободолюбивые стихотворения
не могли не касаться русской истории.
Ода «Вольность» - образец гражданской лирики. Стихотворение об исторических событиях.
Слайд 19
Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие
рабы!
………………………………………
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
В Михайловском замке
произошло убийство Павла 1 по заговору его сына, будущего царя Александра 1.
Слайд 20
Соприкосновение с историей
Ещё в стенах Лицея и после
его окончания Пушкин встречался со многими замечательными людьми, которые
вписали свои имена в страницы Российской истории. Среди них - участники войны 1812 года, декабристы.
Пушкин и декабристы
Генерал Н.Н. Раевский.
Герой 1812 года.
Слайд 21
В 1820 году, направляясь к месту южной
ссылки, поэт приехал на Северный Кавказ вместе с семьей
известного генерала Н.Н.Раевского. Разместились они в усадьбе А.Ф.Реброва . Эта усадьба находилась в Пятигорске на улице Дворянской (ныне ул. К. Маркса).
Пушкин с семьёй Раевских на Кавказе
Слайд 22
Соприкосновение с историей
Пушкин лично общался с царём.
«Видел
я трех царей», - писал Пушкин в одном из
писем жене. В этом письме он вспоминал не только Николая 1 и Александра 1, но и Павла 1, который, по семейному преданию, встретил няню с Пушкиным-дитятей на руках.
Слайд 23
Особую роль в в формировании исторических воззрений
А.С. Пушкина сыграла «История государства Российского» Н.М. Карамзина
Слайд 24
Малых Е. Город Пушкин. Дом Н.Карамзина
Поэт видел Карамзина еще
в детстве в доме своих родителей. Встречался Пушкин с
историком и в Царском Селе во время учебы в Лицее, и после окончания Лицея в Петербурге.
Пушкин был восторженным слушателем бесед Николая Михайловича Карамзина еще в свои лицейские годы, а вскоре после выхода из Лицея он “взахлеб” прочитал первые восемь томов “Истории государства Российского”.
Слайд 25
В 1826 году смерть прервала работу Карамзина -
неоконченный Х11 том появился уже после его кончины.
Пушкин
назвал «Историю государства Российского» не только «созданием великого писателя», но и «подвигом честного человека».
Слайд 26
Интерес А.С.Пушкина к истории возрастал на протяжении всей
его жизни и постепенно концентрировался на тех исторических эпохах,
какие ему представлялись узловыми в судьбах русского народа. Особенно привлекали поэта времена Киевской Руси, эпоха правления Петра1, Смутные времена и восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Исторические вехи Отечества
в творчестве Пушкина
Именно Карамзин “заразил” юного поэта любовью к русской истории, стремлением понять ее истоки и глубинные процессы, чтобы постигнуть настоящее и будущее России. Пушкин отныне и навсегда “заболел” историей.
Слайд 27
Русь древнейшая
в изображении А.С.Пушкина
“Песня о
вещем Олеге”
“Вадим”,
“Русалка”
«Песни западных славян»
«Руслан и Людмила»
“Борис Годунов”
Слайд 28
Путь к истории
Направляясь в южную ссылку, 14 мая 1820
года двадцатилетний Саша Пушкин побывал в Киеве. Поэт воспел
«златоверхий град» в поэме-сказке «Руслан и Людмила». Знакомство с Киевом подогревает интерес поэта к истории Киевской Руси.
В поисках могилы вещего Олега бродит поэт-романтик по горе Щекавице, где задумывает «Песнь о Вещем Олеге». Он посещает все древние храмы Киева, а в Киево-Печерской Лавре, возле старой могилы Искры и Кочубея, казненных по приказу гетмана Мазепы, задумывает Пушкин поэму «Полтава».
Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать.
Слайд 29
В 1822 году А.С. Пушкин написал балладу «Песнь о вещем
Олеге». В основу написания лег летописный рассказ о князе
Олеге. Прозвали его «вещим» за победоносный поход на греков в 907 г.
Песнь о Вещем Олеге»
Слайд 30
Олег был мудрым и умным правителем, бесстрашным и
находчивым военачальником. Ему всегда и во всем сопутствовала удача,
судьба его оберегала. Даже встреченный Олегом кудесник говорит о его удачливости. Но на вопрос о будущем кудесник, не боясь Олега, предрекает ему трагическую гибель от коня.
В глубокую старину гонца убивали за плохую весть.
Однако кудесник отвечает:
Волхвы не боятся могучих владык.
Правдив и свободен их вещий язык…
Слайд 34
Кудесник предрекает Олегу смерть от коня.
Князь избавляется
от коня, приказав заботиться о нем.
Проходит много лет, и
Олег решает навестить друга. Однако его боевой друг мертв. Олег наступает на череп коня:
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала.
Смысл стихотворения «Песнь о вещем Олеге» в том, что судьбу нельзя обойти, ее не обманешь.
Слайд 35
«Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей
труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает
Александр Пушкин»,- таково посвящение к "Борису Годунову«.
Я не поколебался писать историю России после Карамзина; утвердительно скажу, что я верно изобразил историю России; я знал подробности событий, я чувствовал их, как русский; я был беспристрастен, как гражданин мира.
А.С.Пушкин
Под влиянием «Истории государства Российского» написана трагедия «Борис Годунов», которая посвящена периоду царствования Бориса Годунова и вторжению Лжедмитрия I.
Слайд 36
Драма написана в подражание историческим хроникам Шекспира.
Пушкин использовал для
сюжета народный слух об убийстве цесаревича Дмитрия по приказу Бориса Годунова,
что исторически не подтверждено.
Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая власть есть насилие, а значит, зло.
Трагедия «Борис Годунов»
Слайд 37
События Смутного времени, проблема отношений царя, дворянства, народа,
сама тема трагедии- приход к власти путём преступления- были
весьма злободневными в современной Пушкину России. Он прекрасно это понимал: «…никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!»- шутливо жаловался поэт Вяземскому.
Пушкин писал историческую трагедию, стремился постичь прошлое, объяснить его, «воскресить минувший век во всей его истине».
Показывая народ как важнейшую движущую силу истории, Пушкин далеко опередил своё время.
Трагедия «Борис Годунов»
Слайд 38
«Полтава»
«Арап Петра Великого»
«Медный всадник»
Великие деяния Петра в изображении
А.С. Пушкина
Слайд 39
Современность для Пушкина всегда связана с прошлым; чтобы
понять свое время, надо обратиться к истории. Не случайно
в 1826 году в стихотворении «Стансы», адресованном только что встyпившему на престол Николаю 1, Пушкин сравнивал начало царствования Николая 1 с «началом славных дней Петра», омраченных мятежами и казнями.
Пушкин, желая славы и добра для России, по существу в «Стансах» предлагал Николаю1 программу его царствования. Он создал в этом стихотворении портрет Петра 1, который должен был стать для Николая 1 образцом для подражания:
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник. (I1I, 40)
История и современность
Пушкина
Слайд 40
«История государства Российского» оканчивалась допетровскими временами. Но, быть
может, именно это сочинение Карамзина, которое внимательно читал Пушкин
во время работы в Михайловском над «Борисом Годуновым», побудило поэта замыслить свой труд по истории Петра1.
Замысел
труда о Петре 1
Н. Репин Осень в Михайловском. 1999 г.
Слайд 41
Роман «Арап Петра Великого»
Летом 1827 года в Михайловском
Пушкин работал над историческим романом, который впоследствии получил название
«Арап Петра Великого».
В ходе работы над романом А. С. Пушкин должен был скрупулёзно собирать материалы о событиях петровской эпохи, её традициях и образе жизни. Особую сложность составляло то, что полного историографического описания периода правления Петра I до Пушкина не существовало. Единственным источником для автора служил многотомный труд И. И. Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России», на который Пушкин во многом опирался в создании жизнеописания своего прославленного предка.
Слайд 42
Роман «Арап Петра Великого» – незаконченное произведение А.С.
Пушкина о своём знаменитом предке, сподвижнике Петра1.
Негритенок Ибрагим, сын
царя из далекой Эфиопии, был пленен турками. В 1706 году граф С.В. Рагузинский, выполнявший поручение Петра I по доставке в Россию из Турции мальчиков-арапов, освободил его из неволи и привез Ибрагима в Москву, где и подарил Петру Первому.
В 1707 году царь крестил мальчика в православной церкви , стал его крестным отцом, назвал Авраамом, передал свое отчество, а фамилию дал в честь великого африканского полководца Ганнибала. Так Ибрагим превратился в Абрама Петровича Ганнибала (около 1697-1781).
За быстрый ум, находчивость, способность к наукам Пётр сделал его своим камердинером и секретарем. Молодой Ганнибал сопровождал Петра I во время Полтавской битвы, а через два года находился при нем в Прутском походе.
Юноша несколько лет повышал образование во Франции, освоил военно-инженерное дело. Ему было поручено возводить Кронштадтскую крепость, он трудился на Ладожском канале, сооружал многие важные объекты. Ганнибал проявил себя как ученый-педагог, преподавал математику и военно-инженерное дело, написал книгу о военно-инженерном искусстве.
Слайд 43
Несмотря на стремление следовать принципу исторической достоверности, ради
выигрыша литературного качества Пушкин переосмыслил некоторые фактические данные. В
частности, в реальности А. П. Ганнибал женился только через шесть лет после кончины Петра Первого, а его супруга не происходила из боярского рода.
Переосмысление фактов
Слайд 44
В романе Пушкин стремился показать Петра по-новому, без
той напыщенности, которая стала уже традиционной со времен XVIII
в.
Слайд 45
Петр дан у Пушкина не на полях сражений,
не как государственный деятель, а как частный человек, в
его домашней, будничной жизни: в кругу семьи, в веселье.
Слайд 46
В 1976 году популярный и талантливый советский режиссёр А. Н. Митта по
мотивам пушкинского произведения создал фильм «Сказ про то, как
царь Пётр арапа женил», который сразу обрёл широкую популярность.
Слайд 47
В 1828 году поэт обратился к образу Петра
в исторической поэме «Полтава». В ней он рассказал о
войне между Россией и Швецией, о победе Петра 1 над Карлом Х11 в Полтавской битве 1709 года.
Поэма «Полтава»
В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам.
Поэма посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.
Первоначальное название поэмы — «Мазепа»; лишь в последний момент Пушкин изменил его на «Полтава»
Слайд 48
В поэме речь шла и об измене Петру
украинского гетмана Мазепы. Историческую тему Пушкин соединил с темой
романтической, рассказав о престyпной любви старого Мазепы к юной дочери Кочубея Марии.
Слайд 49
Карл Х11, Мазепа, Кочубей, Мария забыты историей.
В исторической памяти остался лишь Петр - герой Полтавы,
утверждавший мощь и величие России:
В гражданстве северной державы,
В её воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, гepoй Полтавы,
Огромный памятник себе.
Главным для Пушкина в его поэме явилась военная история России, гений Петра 1.
В «Полтаве» запечатлен портрет Петра - великого полководца, «свыше вдохновенного»:
Его глaзa
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
Он весь, как Божия гроза.
Пушкин славит не только великого полководца, но и великодушного победителя, празднующего победу, посадив за пиршественный стол побежденных, лаская «славных пленников».
Пётр1.
Художник В.Серов
Слайд 50
Историк Петра
Летом 1831 года в аллее Царскосельского парка
состоялась случайная встреча Пушкина и Николая 1.
Разговор зашел
о Петре 1. Государь сказал Пушкину о своем желании получить от короля Нидерландов домик Петра в Саардаме.
В ответ на шутливую просьбу поэта назначить его в таком случае в дворники Николай 1, рассмеявшись, дал свое согласие и прибавил, что пока он назначает Пушкина историком Петра и дает ему дозволение работать в тайных архивах.
Слайд 51
Так уже осенью 1831 года Пушкин вновь
оказался на государственной службе. Началась напряженная работа в государственных
архивах, изучение документов.
Пушкин получил разрешение ознакомиться с обширным сводом рукописей о Петре в библиотеке Вольтера, которая хранилась в Эрмитаже и была достyпна только с дозволения царя.
Слайд 52
Собирая материалы к «Истории Петра», Пушкин был увлечен
новым замыслом: в 1832 году он обратился к теме
восстания Емельяна Пугачева.
В 1833 году, завершив поездку по местам пугачевской войны, посетив Заволжье, Казань, Оренбург, Уральск, Пушкин приехал в родовое имение Нижегородской губернии Болдино, где тотчас же начал систематизировать собранный в поездке материал. Одновременно там же в Болдине он начал работать над поэмой о Петре «Медный всадник».
Слайд 53
Поэма «Медный всадник»
Петр 1 в «Медном всаднике»
- «строитель чудотворный» Петербурга, города на Неве. Во встyплении
к поэме Пушкин создает гимн этому великому городу, с которым связаны многие годы его жизни.
Слайд 54
Творческая мощь Петра, победившего, казалось бы, и саму
природу. Оборачивается страшной губительной силой.
Слайд 55
Евгений - герой печального рассказа: наводнение разрушило
домик, где жила его невеста, погибшая в разбушевавшейся стихии
в Петербурге, сам же он сошел с ума.
Слайд 56
Пушкин обращается к теме безвестного героя- своего
современника, не исторического исполина, каким был Пётр, но одного
из толпы, безвестного чиновника.
Слайд 57
Петербург. Наводнение
7 ноября 1824г.
Слайд 58
Конная статуя Петра - медный всадник преследует несчастного
Евгения. Его бунт против Петра кончается поражением.
Интересы созданного
волей Петра государства оказываются трагически несоединимыми с интересами отдельной личности, жизненными потребностями частного человека.
Слайд 59
Поэма была написана в Болдине осенью 1833 года,
но не была разрешена Николаем I к печати. Впервые
была напечатана после смерти Пушкина с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским. Без цензурных правок, искажающих авторский замысел, поэма была впервые напечатана только в 1904 году.
Царь, вероятно, почувствовал опасность в отчеркнутых им стихах:
0, мощный властелин Судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Слайд 60
«История Петра»
С 1834 года Пушкин возвращается к
работе над «Историей Петра». Со скрупулезностью ученого он изучает
источники, составляет конспекты, делает выписки из рукописных и печатных текстов, изданных на русском и европейских языках.
Свою работу над «Историей Петра I» А. С. Пушкин начал в конце 1834 года, продолжая вместе с тем «Историю Пугачёва» и «Капитанскую дочку».
«История Петра I» А. С. Пушкина вошла в литературу не только как произведение передовой эпохи, но стала новым словом в развитии «художественной истории
Слайд 61
К событиям пугачевской войны поэта побуждала обратиться
недавно прокатившаяся по России волна холерных бунтов, вооруженных выступлений
солдат в военных поселениях.
Настоящее вело Пушкина к размышлениям о будущем страны и государства, о судьбе народа и дворянства. Истоки же настоящего лежали в прошлом России – здесь можно было найти ответы на многие вопросы, которые волновали Пушкина и его современников.
Карта Пугачёвских волнений
Слайд 62
Замысел повести о пугачёвской эпохе вызрел во время
работы Пушкина над исторической хроникой — «Историей Пугачёвского бунта». В
поисках материалов для своего труда Пушкин ездил на Южный Урал, где беседовал с очевидцами грозных событий 1770-х годов.
«Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману».
В. О. Ключевский
Слайд 63
«История Пугачевского бунта» – это документальное произведение, основанное
на точных данных, где автор подробно исследует появление Пугачева
в уральских степях, развитие движения восставших, точный его маршрут.
Роман «Капитанская дочка» – история вымышленных героев: Гринева, Швабрина, Маши Мироновой. Но их личные события происходят на фоне событий исторических, к которым ни автор, ни герои не остаются равнодушными.
«История Пугачева» создавалась одновременно с романом «Капитанская дочка». Два произведения - историческое и художественное - обогащали друг друга. Обретенная в работе над историческим трудом историческая правда воплотилась в художественную правду романа о Пугачеве.
Слайд 64
Пугачев показан как живой человек, иногда жестокий, иногда
благородный, иногда авантюрист. И автор не остается бесстрастным наблюдателем.
Глазами Гринева он показывает разорение русских деревень после бунта, смерть людей, их страдания и как бы от его лица говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Образ Емельяна Пугачёва
в романе «Капитанская дочка»
Слайд 65
Роман «Капитанская дочка»
Следуя за Н.М. Карамзиным в романе
«Капитанская дочка», повествующем об одном из самых мощных народных
выступлений ХУ111 века – народной войне под предводительством Емельяна Пугачева, Пушкин пришёл к заключению о бессмысленности и беспощадности русского бунта.
Слайд 66
В «Капитанской дочке», напечатанной в 1836 году в
пушкинском журнале «Современник», логика сюжетных ситуаций, художественных образов, сама
интонация рассказа приводят читателей к тому, что глубоко осознано Пушкиным - историком и писателем.
Слайд 67
Жестокость взбунтовавшегося народа - ответ на жестокость, которую
веками терпел народ. У народа и у дворянства, у
тех и у других - своя правда. Столкновение между ними неизбежно, как неизбежна кровавая трагедия.
Слайд 68
И все же Пушкин верит в возможность
спасения, высказывает надежду на то, что доброта и благородство
спасут Россию от ужасов гражданской войны, как спасают они его героев - Петрушу Гринева и Машу Миронову, прошедших через горнило исторических испытаний.
Слайд 69
Гений Пушкина уникален в мировой истории. И хотя
рядом с ним были выдающиеся поэты, никто из них
заменить Пушкина, конечно, не мог. Ни Жуковский, ни даже великий Лермонтов, быть может, не уступающий по гениальности Пушкину. Пушкин - история русского народа, русской культуры, он ее кульминация, ее главнейшая страница
Пушкин сам стал историей
27 января 1837 года на окраине Петербурга, на Черной речке состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Поэт был смертельно ранен. 29 января в два часа сорок пять минут по полудни Пушкина не стало.
Слайд 70
Ранним морозным утром 6 февраля 1837 года останки
великого русского поэта опустили в замерзшую землю…
Отныне Пушкин, как
и Пётр Великий, принадлежал истории…
Слайд 71
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
http://www.abc-people.com/
http://virineya-bayross.mirtesen.ru/blog
http://shkolazhizni.ru/
https://ru.wikipedia.org/