Слайд 2
ТЕМА УРОКА
Жизнь и творчество Марины Цветаевой
Слайд 3
Домашнее задание:
Выучить наизусть любимое стихотворение М.Цветаевой и сделать
его анализ.
Прокомментируйте слова М.Цветаевой "Вся моя жизнь —роман с
собственной душой"
3. Провести исследовательскую работу по текстам стихотворений на тему: «Слова со значением цвета в поэзии М. Цветаевой».
Слайд 4
«Имя человека – главная составляющая его личности, быть
может, даже часть его души», – писал Зигмунд Фрейд
в своем эссе «Тотем и табу».
Слайд 5
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн
Богослов.
М. Цветаева 1916 г.
Слайд 6
Цветаева Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса
Романтический максимализм, мотивы одиночества,
трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники "Версты", 1921,
"Ремесло", 1923, "После России", 1928; сатирическая поэма "Крысолов", 1925, "Поэма Конца", обе 1926). Трагедии ("Федра", 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза ("Мой Пушкин", 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.).
Слайд 7
Отец – Иван Владимирович Цветаев (1847 – 1913)
Российский
учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук,
профессор Московского университета, тайный советник, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина).
Слайд 8
Мать – Мария Александровна Мейн (1868 – 1906)
Получила
прекрасное домашнее образование, училась музыке и живописи. Была одарённой
пианисткой, мечтала выступать с концертами, однако отец запретил ей делать карьеру профессионального музыканта.
Марина Цветаева в одном из писем 1914 года написала: «Упоение музыкой, громадный талант (такой игры на рояле и гитаре, вероятно, я уже не услышу!), способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью».
Слайд 9
Небольшой дом в Трехпрудном стал олицетворением цветаевской Москвы:
на такие «домики старой Москвы», маленькие и беззащитные, надвигались
новые доходные дома, и юная Цветаева, как и всю свою будущую жизнь, была на стороне «обиженных». Здесь она родилась и провела все детство. Это было одноэтажное деревянное здание с внутренним двориком. «Трехпрудный» дом был в революцию снесен, и в этот переулок Марина Цветаева больше никогда не приходила... А в 1926 году на месте Цветаевского домика вырос многоэтажный дом.
Слайд 11
Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов (1 [13] декабря 1873, Москва
— 9 октября 1924, там же) — русский поэт,
прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
Слайд 12
Никола́й Степа́нович Гумилёв (3 [15] апреля 1886, Кронштадт
— 26 августа 1921, под Петроградом) — русский поэт
Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик.
Слайд 13
Максимилиа́н Алекса́ндрович Воло́шин (фамилия при рождении — Кирие́нко-Воло́шин;
16 [28] мая 1877, Киев, Российская империя — 11
августа 1932, Коктебель, Крымская АССР, СССР) — русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.
Слайд 14
Сергей Эфрон – муж Марины Цветаевой (1893 -1941)
Слайд 15
Сергей Яковлевич Эфрон родился 26 сентября 1893 в Москве;
репрессирован, расстрелян 16 августа 1941 в Москве. Русский публицист,
литератор, офицер Белой армии, марковец, первопоходник, агент НКВД. Отец их детей – Ариадны, Ирины и Георгия.
Слайд 16
Георгий Сергеевич Эфрон (Мур), сын Марины Цветаевой.
Чистополь, 7
ноября 1941. Погиб в 1944 году.
Слайд 17
Сергей Эфрон – муж Марины Цветаевой (1893 -1941)
Слайд 18
Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок
русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик,
литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из
крупнейших представителей русского символизма
Слайд 19
Бори́с Леони́дович Пастерна́к
русский писатель, поэт, переводчик; один из
крупнейших поэтов XX века.
Слайд 21
«После России»
Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности,
бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы.
В
1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл "Лебединый стан").
Слайд 23
С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание
в Берлине, три года в Праге, с 1925 Париж),
отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов "После России 1922-1925", 1928; "Поэма горы", "Поэма конца", обе 1926; последний поэтический цикл "Стихи к Чехии", 1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.
Слайд 24
Предсмертная записка Цветаевой сыну:
"Мурлыга! Прости меня, но дальше
было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не
я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".
Слайд 25
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на
Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.
На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие.
Слайд 26
Память на всю жизнь
Усмань
Королёв