Слайд 2
Из «Авторской исповеди»
«…когда я стал задумываться о моём
будущем… мысль о писателе мне никогда не всходила на
ум, хотя мне всегда казалось, что я стану человеком известным… и что я сделаю даже что-то для общего добра… но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить так же службу государственную, я бросил всё…»
Слайд 3
“Без горького, постоянного труда не бывает художников”, —
замечает И.Тургенев.
Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью,
поставив своё искусство в услужение толпе обывателей? Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать? На чаше весов с одной стороны — труд, служение искусству, бедность, с другой — деньги, богатство, слава.
Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству?
Слайд 4
Подумаем вместе…
Каким мы видим молодого художника в начале
повести?
Какие перспективы открываются перед ним? О чём предупреждает его
профессор?
Слайд 5
Портрет героя
«Старая шинель и нещегольское платье показывали
в нём того человека, который с самоотвержением предан был
своему труду и не имел времени заботиться о своём наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости».
Слайд 7
Терпи…
Несомненно, Чартков — “художник с талантом, пророчившим многое”.
Профессор предупреждает его о том, что данный Богом дар
можно погубить, завоёвывая славу и богатство рисованием “модных картинок за деньги”. “Терпи”, — даёт он совет.
А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни. Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения, являются важными, ключевыми для понимания его натуры?
Слайд 8
Проблемные вопросы….
Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником?
Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с
точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?
Какого же мнения об этих работах художник?
Слайд 9
Чем же поразил его портрет старика?
Какую фантастическую силу
таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне
художника.
Как распоряжается этими деньгами художник? На что решает их потратить?
Как изменилось его отношение к искусству?
Слайд 10
Что купил Чартков?
«…Портрет в больших великолепных рамах…
Это был
старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица
его, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлён в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм… Необыкновеннее всего были глаза… Они просто глядели, глядели даже из самого портрета…»
Слайд 11
Что же произошло с художником? Как автор относится
к этому перерождению?
Чартков…
Был стал
Слайд 12
«Но точно ли был у меня талант?»
Гоголь выносит
суровый приговор:
“Слава не может дать наслаждение тому, кто
украл её, а не заслужил”. Художник перерождается в скрягу “с мертвецом вместо сердца”.
Что погубило Чарткова?
Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства.
Слайд 13
2 часть «Аукцион»
Зачем эту часть написал Гоголь?
Каково
ее назначение?
Чем эта часть дополняет мысли Гоголя о предназначении
художника?
,
г. Елец
Слайд 14
«…вошёл к нему ужасный ростовщик.
Ты художник? Нарисуй
с меня портрет. Я, может быть, скоро умру, детей
у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить…»
Подумайте, можно ли назвать повесть «ПОРТРЕТ» фантастической? Как связаны фантастика и реальность в романтической повести Гоголя?
Слайд 15
На первую редакцию повести в 1834 году критик
Белинский написал резко отрицательный отзыв: «Портрет» есть неудачная попытка
господина Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно господина Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».
Слайд 16
–Уехав из России после скандала, связанного с премьерой
«Ревизора» Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в
Риме. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной «Явление Христа народу».Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть «Портрет».
Слайд 17
Александр Иванов «Явление Христа народу»
Слайд 18
Образ старца- отца, написавшего портрет ростовщика.
1) Какие испытания
приготовила ему жизнь после написания портрета?
А) зависть к ученику
Б)
3 трагедии в семье
В) монастырь и жизнь в пустыни
Г) написание картины в монастыре
Д) просьба старца- найти и уничтожить портрет
Слайд 19
В чем же предназначение искусства и художника?
Синквейн
Сущ
2 прилагательных
3
глагола
1 мысль
сущ
Слайд 20
Выводы урока
Какие проблемы поднимает Гоголь в данном произведении?
От
чего старается нас защитить?
Что значит, по Гоголю, нести ответственность
за свою судьбу?