Слайд 3
Крамской И.Н. Портрет Ф.А.Васильева
Грянул гром. Чашка неба расколота.
Разорвалися тучи тесные.
На подвесках из лёгкого золота
Закачались лампадки небесные.
С.А.Есенин
Не пугай меня грозою:
Весел грохот вешних бурь!
После бури над землёю
Светит радостней лазурь,
После бури, молодея
В блеске новой красоты,
Ароматней и пышнее
Распускаются цветы!
И.А.Бунин
Эпиграф:
Слайд 5
Фёдор Александрович Васильев
(1850 – 1873)
Ф.А.Васильев
- гениальный русский живописец, пейзажист, замечательный рисовальщик. Несмотря на короткую жизнь, оставил обширное творческое наследие. Он внёс вклад в русское искусство, проложив новые пути в развитии пейзажной живописи. В его картинах отчётливо проступало тяготение к лирическому восприятию природы и более красочной её передаче. Выбранный Ф.Васильевым мотив – приближение грозы – одно из наиболее частых и любимых художником состояний природы. Его кисти принадлежат такие картины, как «Приближение грозы», «Болото», «Полдень», «Перед грозой», «Оттепель», «Вид на Волге», «Зимний пейзаж».
Приблизительный план
к сочинению:
Картина Ф.Васильева «Мокрый луг».
История создания картины.
Чудо, изображённое художником.
Омытый дождём луг.
Приём контраста, использованный в картине: мрачность и солнечность; приближенность и удалённость.
Художественные образы:
а) напряжённая жизнь неба;
б) необъятная ширь земли.
4) Цветовая гамма картины.
IV. Заключение. Впечатления от картины Ф.Васильева «Мокрый луг».
Слайд 7
– Небо в картинах Васильева всегда играет значительную
роль, а в «Мокром луге» оно является одним из
главных средств выражения поэтической мысли художника.
Давайте попробуем подобрать слова и словосочетания, характеризующие небо на картине. Но помните о приёме контраста.
(В тетрадях составляется таблица).
Слайд 8
– Теперь обратите внимание на то, какие цвета
избрал для своей картины художник?
(Два основных: синий и
зелёный, но огромное разнообразие оттенков и переходов).
– Какое настроение передаёт картина зрителю?
(С одной стороны – борьба и сопротивление, с другой – спокойствие и умиротворение).
– Действительно, ведь Фёдор Васильев всё время искал гармонию и в природе, трепетно передавал её красоту, одухотворял её глубоким чистоту поэтическим чувством.
Слайд 9
«Поэтическая пятиминутка».
-А какие поэтические строки вспомнились вам при
рассмотрении этой картины? (Дома ребята в качестве предварительной работы
получили задание подобрать стихотворения о дожде, грозе).
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой. (Ф.И.Тютчев)
Слайд 14
«Оттепель» - это обобщённый и многогранный образ
деревенской России, в котором убогая изба и полунищий крестьянин
с котомкой за спиной и ребёнком так же необходимы, как и тёплая влажная атмосфера оттепели, как и проникновенное поэтическое ощущение русской природы.
Слайд 16
В пейзажах Васильева, даже безлюдных, ощущается присутствие
человека. Он удивительно тонко умел передать настроение природы, едва
уловимые перемены погоды. Особенно ему удавались заброшенные уголки: болота, старые мельницы, речные заводи.
Слайд 19
«Нет у нас пейзажиста-поэта в настоящем смысле
этого слова, и если кто может и должен им
быть, то это только Васильев»
И.Н.Крамской
луг» была написана в Крыму. Она стала одним из
шедевров русской пейзажной живописи. В ней автор хотел выразить свои чувства, всю любовь – всё, что бережёт память сердца - всего лишь омытый дождём мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной земле тени гонимых ветром туч.
Слайд 21
С первого взгляда «Мокрый луг»
располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива. В
глубине широкой низины высятся два развесистых дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди блестит болотистая заводь с топкими берегами. Вот, собственно и всё, что изображено на полотне Фёдора Васильева. Но современники видели в этой картине больше, чем даже обобщённый образ родной художнику северной природы.
Картина захватывает зрителя необычайной глубиной одухотворённого пейзажа, непосредственностью чувств и настроений, вложенных в неё.
Слайд 22
Природа у Ф.Васильева никогда не предстаёт
«холодной, вечной, равнодушной». Он непрестанно искал в ней гармонию,
чистоту; художник согрел и одухотворил её глубоко поэтическим чувством, и именно в его картинах впервые прозвучала та интимно-лирическая, грустная и тоскующая тема, которая замерла с его смертью.
Композиция «Мокрого луга» проста и непринуждённа, и в то же время трудно представить себе более продуманное и монументальное произведение. В картине легко различить композиционный центр, к которому сходятся основные линии пейзажа – очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу, полоса леса.
Слайд 23
Зрительным центром, организующим всю картину, является
тёмный силуэт двух могучих деревьев. Васильев сместил его вправо
от геометрического центра, и именно поэтому картина выглядит статичной.
Удивительно плавно и рельефно разворачивается в «Мокром луге» пространство. Небо с его кипением и бурлением, с его игрой света и с его космической бесконечностью изображено непревзойдённым мастером и поэтом неба, каким считался Фёдор Васильев. И вместе с тем каждый кустик, травы
Слайд 24
На переднем плане
с ботанической точностью воспроизводит растительность средней полосы России.
«Мокрый луг» был представлен на конкурс Общества поощрения художников в Петербурге в 1872 году и получил вторую премию (первая была присуждена картине И.Шишкина «Сосновый бор»). В отношении к природе к искусству у обоих художников было много общего. Оба они были детьми той земли, которую воспевали, оба были с ней тесно связаны, знали её со всеми её тайнами и поэтому умели видеть и так трепетно передавать её красоту.
Когда глава передвижников И.Крамской увидел «Мокрый луг» Фёдора Васильева, он был потрясён. И весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невидимые капли дождя на влажной листве деревьев – всё говорило о художнике необыкновенном и чутком к шуму и музыке природы.